Минстрой планирует запустить в сети интернет-банк данных о наиболее эффективных технологиях в сфере ЖКХ.

Михаил Мень: министерство планирует запустить в сети интернет-банк данных в сфере ЖКХ. Об этом в ходе выступления на форуме энергосбережения и энергоэффективности ENES 2015 19 ноября в г.Москве сообщил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень.

«Речь идет об информационном интернет-портале, посвященном самым передовым разработкам и решениям в сфере теплоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Сайт будет работать по системе, аналогичной сайту booking.

com, с той лишь разницей, что оценки проектам смогут выставлять профессионалы в своих сферах, способные доказать свою квалификацию и подтвердить опыт.

Поручение проработать возможность создания ресурса уже дано профильному заместителю», — заявил министр.

Кроме того, Михаил Мень рассказал об инициативах  Минстроя России  в вопросах повышения эффективности реализации региональных программ и расширения внедрения энергоэффективных практик. «К сожалению, нормативно-правовая база в сфере энергосервиса несовершенна.

Зачастую отсутствует понятная и доступная информация для рядовых граждан: что такое энергосервис, какую выгоду он дает.

Это приводит к недоверию компаниям, которые приходят с предложениями о реализации мероприятий по энергосбережению» — сказал глава Минстроя России.

Для устранения существующих проблем ведомством был подготовлен и внесен в Правительство законопроект, которым исключается необходимость подписания энергосервисного контракта всеми собственниками помещений дома, таким правом наделяется общее собрание собственников.

Будет предусмотрена возможность включения в договор управления домом положений энергосервисного контракта, что позволит стимулировать управляющие организации и вовлекать их в бизнес. Одним из самых важных пунктов в законопроекте, которые отметил министр, является создание механизма сохранения объема льгот и субсидий на оплату коммунальных услуг гражданам, которые уже их получают.

«Надеюсь, законопроект будет внесен в Государственную Думу до нового года», — отметил Михаил Мень.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника! КПРФ Минстрой планирует запустить в сети интернет-банк данных о наиболее эффективных технологиях в сфере ЖКХ. КПРФ Минстрой планирует запустить в сети интернет-банк данных о наиболее эффективных технологиях в сфере ЖКХ. Москва.Центр Участковые уполномоченные полиции ОМВД России по району Зюзино г. Москвы задержали 23-летнего молодого человека, подозреваемого в хищении денежных средств у пенсионерки путем мошенничества.УМВД по Москве Минстрой планирует запустить в сети интернет-банк данных о наиболее эффективных технологиях в сфере ЖКХ. Говорит Москва Пожарной охране России 372 года. Торжественное мероприятие, приуроченное к праздничной дате, состоялось на территории исторического здания Пречистенского пожарного депо, Префектура САО Москвы Минстрой планирует запустить в сети интернет-банк данных о наиболее эффективных технологиях в сфере ЖКХ. За последние 25 лет столичные спасатели на воде спасли 5 тыс. 246 человек. Информационный Центр Минстрой планирует запустить в сети интернет-банк данных о наиболее эффективных технологиях в сфере ЖКХ. РИА Новости/Павел Лисицын Трагедия произошла в городе Щигры Курской области. Говорит Москва Минстрой планирует запустить в сети интернет-банк данных о наиболее эффективных технологиях в сфере ЖКХ. Смертность от коронавирусной инфекции покрывает всю избыточную смертность. Molnet.Ru Минстрой планирует запустить в сети интернет-банк данных о наиболее эффективных технологиях в сфере ЖКХ. Фото ТАСС Подтверждены 336 смертей, сообщили в оперативном штабе по борьбе с распространением коронавируса. Говорит Москва Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о развитии системы скоропомощной медицины в столице. Префектура ЮВАО Москвы Ирина Мудрых russcult.ru 3 мая 2021, 04:41 — Общественная служба новостей — ОСН Народный артист России Олег Вавилов сейчас находится в больнице. ИА Общественная служба новостей Тимирязевская академия запустила масштабную реконструкцию газонного покрытия и установку современных систем полива в Историческом парке и на Петровской площади. РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева «Желтый» — это второй уровень опасности. Он означает потенциально опасную погоду. Molnet.Ru

Переход российских регионов к «умному ЖКХ» обойдется в 87 миллиардов

06.01.2021, Ср, 11:05, Мск , Игорь Королев

В рамках федпроекта «Цифровой регион» планируется потратить
87 млрд руб. на внедрение систем «умного ЖКХ». Речь идет о внедрении
регионального сегмента ГИС ЖКХ, системы повышения эффективности использования
энергетических ресурсов и системы расчетов на базе технологии блокчейн.

CNews продолжает
серию публикаций на основе предварительного варианта федерального проекта
«Цифровой регион», который должен стать частью национальной программы «Цифровая
экономика».

Одна из включенных в документ задач — повышение качества управления
ресурсами жилищно-коммунального хозяйство (ЖКХ), в том числе за счет внедрения
комплексной системы повышения эффективности использования энергетических
ресурсов в регионе.

На решение данной задачи предлагается выделить 87,4 млрд
руб. Из этой суммы большую часть потратят бюджеты регионов — 81,7 млрд руб.. На
долю федерального бюджета придется 5,74 млрд руб.

Региональный сегмент
ГИС ЖКХ

Первый запланированный в рамках данной задачи результат
заключается во внедрении регионального сегмента государственной информационной
системы (ГИС) ЖКХ и обеспечения эффективного управления сферой ЖКХ. На эти цели
будет потрачено 12,6 млрд руб. Из этой суммы федеральный бюджет понесет
нагрузку в 4,6 млрд руб.; бюджеты регионов — 8 млрд руб.

В том числе 850 млн руб. будет направлено на внедрение
современных цифровых систем управления деятельностью фондов капитального
строительства (ФКР) и государственных жилищных инспекций (ГЖИ) с целью
повышения их эффективности. Из этой суммы федеральный бюджет выделит 430 млн
руб., бюджеты регионов — 420 млн руб.

Минстрой планирует запустить в сети интернет-банк данных о наиболее эффективных технологиях в сфере ЖКХ.

Переход регионов на «Умный ЖКХ» обойдется российской казне в 87 млрд рублей

На создание цифровых паспортов в объектах, находящихся на
территории муниципальных образований, и переход на электронную форму
взаимодействия собственников и арендаторов жилых помещений в многоквартирных
домах с управляющей компаний с помощью личных кабинетов и порталов,
проинтегрированных с региональным и федеральным сегментами ГИС ЖКХ, будет
выделено 3,65 млрд руб.

Эта сумма поровну будет поделена между федеральным бюджетом
и бюджетами регионов. В том числе будет создан механизм проведения электронных
собраний жильцов. На формирование федеральной нормативной базы для обеспечения
создания Единого расчетного кассового центра (ЕРКЦ) в субъектах России будет
потрачено еще 30 млн руб.

Интеграция единого расчетного центра с базой регионального
сегмента ЖКХ и обеспечение актуальных и достоверных взаиморасчетов между
поставщиками и потребителями энергоресурсов и услуг, в том числе в рамках
интеграции с региональным и федеральным сегментом ГИС ЖКХ, обойдется в 7,3 млрд
руб. Из этой суммы федеральный бюджет выделит 1,9 млрд руб., бюджеты регионов —
5,4 млрд руб.

Еще 800 млн руб. будет выделено на создание единой городской
диспетчерской ЖКХ, интегрированной с «Системой-112» и прочими отраслевыми
системами и решениями, проинтегрированных с региональным и федеральным
сегментами ГИС ЖКХ, в том числе с оповещением жителей об отключениях и
регламентных работах. Данная сумма поровну будет поделена между федеральным
бюджетом и бюджетами регионов.

Повышение
эффективности использования энергетических ресурсов

Второй результат — внедрение системы повышения эффективности
использования энергетических ресурсов в субъектах России и их интеграция с ГИС
ЖКХ и ГИС ТЭК (топливно-энергетический комплекс). На это будет выделено 70,1
млрд руб. Практически вся данная сумма — 69 млрд руб. — будет выделена
бюджетами регионов. Из федерального бюджета будет направлено только 1,1 млрд
руб.

В частности, будет проведена разработка мер стимулирования к
переходу на дистанционный сбор данных с приборов учета коммунальных и
энергетических ресурсов. В частности, 400 млн руб.

потребуется для создания
комплексной автоматизированной системы планирования мероприятий по
энергоэффективности и создания системы прогнозирования учета расходов
энергоресурсов.

В том числе будет разработан комплексный план повышения
энергоэффективности зданий и проведения оценки энергосервисных мероприятий в
бюджетных учреждениях в рамках федерального закона «Об энергосбережении и о
повышении энергетической эффективности».

Еще 44,7 млрд руб. потребуется для оснащения многоквартирных
домов системами «умного города» с интеграцией в региональный и федеральный
сегменты ГИС ЖКХ.

В том числе речь идет о системах интеллектуального учета и
индивидуальных приборов учета и иных систем автоматизации ведения хозяйственной
деятельности по управлению жилым фондом, организации видеонаблюдения, домофона,
охранно-пожарной сигнализации и иных услуг.

Еще 15 млрд руб. будет выделено на установку приборов учета
энергоресурсов в бюджетных учреждениях и объектах социальной сферы с передачей
данных в региональный сегмент ЖКХ (УТЭР).

Как пандемия изменила подходы к организации рабочего пространства

Интеграция Минстрой планирует запустить в сети интернет-банк данных о наиболее эффективных технологиях в сфере ЖКХ.

Кроме того, 6 млрд руб. будет направлено на субсидирование
ставки по концессионным соглашениям на модернизацию и переоснащение котельных и
объектов водоснабжения, находящихся в ведении субъектов России при условии
обязательного обеспечения передачи данных в ГИС ЖКХ и ГИС ТЭК.

Разработка единой методологии ведения учета и отчетности в
управляющие компании ЖКХ, ТСЖ (товарищества собственников жилья) и ЖСК
(жилищно-строительных кооперативов) обойдется в 50 млн руб. Еще 725 млн руб.
потребуется на создание и внедрение регионального облачного сервиса для
указанного типа управляющих компаний, интегрированных в региональный и
федеральный сегменты ГИС ЖКХ.

Еще 800 млн руб. потребуется для создания региональной
системы учета выработки, транспортировки и потребления энергоресурсов (УТЭК) с
передачей данных в региональный и федеральный сегменты ГИС ТЭК и ГИС ЭКХ.
Данную сумму поровну поделят федеральный бюджет и бюджеты регионов.

Также 360 млн руб. потребуется для разработки системы
оповещения населения о плановых и аварийных отключениях по всем видам ресурсов
с интеграций в региональный и федеральный сегменты ГИС ЖСК. Данную сумму
поровну поделят федеральный бюджет и бюджеты регионов.

На внедрение цифровых сервисов по мониторингу состояния
систем электроэнергетики и повышения эффективности их управления в целях
обеспечения бесперебойного энергоснабжения, контроля роста тарифов и сокращения
сроков подключения обойдется в 2,07 млрд руб. Из этой суммы федеральный бюджет
выделит 518 млн руб., бюджеты регионов —1,55 млрд руб.

Расчеты за ЖКХ на
основе блокчейн

Третий результат проекта — внедрение в субъектах федерации
системы взаиморасчетов, обеспечивающей достоверность и прозрачность на основе
технологий распределенного реестра (блокчейн), а также обеспечение интеграции с
ГИС ЖКХ. На эти цели, преимущественно из бюджетов регионов, будет направлено
4,66 млрд руб.

В том числе 3,8 млрд руб. будут направлены на создание
интегрированной с ГИС ЖКХ региональной платформы распределенных вычислений для
использования смарт-контрактов с целью заключения многосторонних контрактов
(ресурсоснабжающих компаний, управляющих компаний, потребителей).

Предусматриваются настраиваемые варианты расчетов по услугам
ЖКХ — платеж распределяется пропорционально сформированной задолженности за
ресурсы, у плательщика есть возможность распределить платежи по получателям.
Кроме того, функциональность смартконтрактов будет предусматривать возможность
ее использования в других областях деятельности регионов.

Интеграция расчетных центров с базой регионального и
федерального сегмента ГИС ЖКХ с обеспечением технической возможности
взаиморасчетов потребителей и поставщиков ЖКУ за счет создания единого
платежного документа (ЕПД) на региональном уровне потребуется затрат в размере
855 млн руб.

  • Короткая ссылка
  • Распечатать

Цифровизация ЖКХ как стратегическое планирование его развития

Минстрой планирует запустить в сети интернет-банк данных о наиболее эффективных технологиях в сфере ЖКХ.

Внедрение информационных технологий в сферу ЖКХ — вопрос уже давно назревший. Выгоды очевидны: это и повышение качества управления городским хозяйством, и улучшение работы предприятий отрасли, и снижение затрат. Наконец, это обеспечение нормальных сервисов для граждан.

Обо всех этих плюсах, о стоящих задачах, интересных проектах, возникающих проблемах и способах их решения мы попросили рассказать эксперта в области информационных технологий, директора блока организационного развития и технологий компании ОТР Алексея Игоревича КУЛЕШОВА.

Минстрой планирует запустить в сети интернет-банк данных о наиболее эффективных технологиях в сфере ЖКХ.

— Алексей Игоревич, насколько востребованы информационные технологии в такой сфере, как ЖКХ?

  • • Удостоверение о повышении квалификации
  • • Удобное обучение безотрыва от работы
  • • Успейте забронировать скидку

Узнать больше

о программах

— Общий тренд на цифровизацию затрагивает в большей или меньшей степени все отрасли экономики, так что сфера ЖКХ не исключение. Информационные технологии могут обеспечить высокую безопасность, слаженную работу всех городских служб, и, что важнее, ИТ-решения помогают сокращать издержки.

Имеет смысл говорить скорее не о востребованности информационных технологий в общем, а о цифровизации отрасли ЖКХ в рамках стратегического планирования ее развития.

Именно цифровизация, то есть применение инновационных, ранее отсутствовавших технологий для повышения эффективности работы, качества принимаемых решений, в том числе для повышения эффективности ранее выполненной автоматизации, является трендом, определяющим устойчивое опережающее развитие отрасли ЖКХ.

Можно выделить несколько ключевых задач цифровизации отрасли ЖКХ. Это, во-первых, повышение эффективности процессов управления — снижение потерь, снижение косвенных и накладных расходов в тарифах и прочее.

Во-вторых, снижение объема дебиторской задолженности в отрасли и возникающей в результате нее дополнительной финансовой нагрузки на бизнес. В-третьих, обеспечение прозрачности отрасли для общественного контроля и регулирования.

В-четвертых, повышение качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг за счет создания элементов рыночной конкуренции в отрасли и, как следствие, снижение тарифов.

Кроме того, это создание условий для привлечения частных инвестиций в развитие отрасли и, наконец, формирование базы полных, достоверных и актуальных данных в сфере ЖКХ — о состоянии жилищного фонда, об объемах и качестве оказываемых услуг и потреблении энергоресурсов, о потребителях ЖКУ.

— Какие проекты в этом секторе сегодня наиболее интересны и перспективны?

— К настоящему моменту реализовано множество интересных региональных и муниципальных решений в области повышения качества и эффективности деятельности организаций в сфере ЖКХ.

Также в суботраслевых сегментах создано много примеров цифровых пользовательских сервисов со стороны управляющих компаний, расчетных центров, не говоря уже про ресурсоснабжающие организации, многие из которых являются крупными игроками рынка, активно развивающими собственные ИТ-платформы и сервисы: мобильные кабинеты, программные роботы для клиентских коммуникаций и прочее. В то же время ключевыми вызовами, стоящими в настоящее время в этой области, по-прежнему остаются низкое качество и разобщенность данных в сфере ЖКХ, отсутствие общей онтологии описания данных и модели данных, включая определение эталонных источников. Удручает и лоскутно-фрагментарный характер автоматизации отрасли. Даже успешно реализованные региональные и муниципальные решения имеют в настоящее время низкий потенциал тиражирования, а создававшаяся в качестве цементирующей отраслевой государственной информационной системы ГИС ЖКХ не в состоянии решить задачу автоматизации и централизации информационных потоков ввиду неустранимых «врожденных» проблем.

— Как цифровые технологии позволят повысить качество и эффективность работы предприятий и организаций отрасли ЖКХ?

— Если рассуждать глобально, то на основе открытых цифровых платформ можно построить комплексную архитектуру цифровой экосистемы ЖКХ. Конкретные прикладные технологии применяются для автоматизации разных функций: прогнозирования и моделирования, учета потребленных ресурсов, начисления за услуги и приема платежей, управления документами и тому подобного.

В целом в сфере ЖКХ применим достаточно широкий технологический стек. Например, умные ПУ — приборы учета и датчики, подключенные посредством каналов передачи информации к системам мониторинга, могут автоматически снимать показания и передавать их в информационные системы, в которых на основе полученных данных происходит начисление платы за коммунальные услуги.

Роботизация процессов позволяет автоматизировать рутинный процесс приема платежей с помощью цифровых программных роботов — через мобильное приложение или онлайн-кассу.

Технологии искусственного интеллекта внедряются для повышения эффективности мониторинга и управления объектами инфраструктуры. ИИ позволит перейти на модель гибкой подачи коммунальных ресурсов — автоматизировать управление мощностью их подачи в зависимости от различных переменных факторов, с учетом пользовательских сценариев.

Еще одна технология — создание «цифровых двойников» объектов коммунальной инфраструктуры, «обученных» на исторических данных и соединенных с умными датчиками, установленными на самих объектах.

Новая цифровая реальность позволит незамедлительно выявлять аварии и предаварийные ситуации, определять, какие объекты инфраструктуры требуют ремонта.

Это облегчает учет и прогнозирование ремонта и замены участков сетей теплоснабжения, планирование инвестиционных и производственных программ.

В дальнейшем мы можем ожидать создание так называемой цифровой диспетчерской, интегрированной с системами аварийно-диспетчерских служб, службами ГО и ЧС, — произойдет частичная автоматизация коммуникации с населением.

— Существуют ли уже отечественные цифровые платформы управления, которые объединяют информационные потоки от различных городских инфраструктур?

— Наиболее масштабный проект, который призван был стать отраслевой интегрирующей цифровой платформой, — это, конечно, Государственная информационная система ЖКХ. Однако в силу наличия в системе очевидных функциональных недоработок и технологических просчетов ГИС ЖКХ так и не стала полноценной, интегрирующей отрасль площадкой.

На региональном и муниципальном уровнях существует множество успешно внедренных комплексных платформенных решений в области ЖКХ, реализующих требования стандарта «Умный город», включающих паспортизацию и контроль жизненного цикла объектов жилого фонда, учет потребления ресурсов и контроль состояния объектов инфраструктуры, автоматизацию и контроль деятельности управляющих компаний по управлению жилым фондом, централизацию диспетчерской функции, автоматизацию управления капитальным ремонтом, централизацию функций начисления платежей и работы с потребителями и прочее.

Одно из таких решений — это, например, цифровая платформа РИАС ЖКХ, внедренная в Ульяновской, Владимирской, Кировской и еще нескольких областях.

Это фактически цифровой двойник города, система, в которой помимо картографических данных хранится информация из биллинговых систем РИЦ и УК, данные о потреблении ресурсов из систем диспетчеризации, история обращений и жалоб граждан.

РИАС ЖКХ позволяет контролировать жизненный цикл объектов жилищного фонда. Помимо РИАС ЖКХ можно вспомнить и интеллектуальную систему диспетчеризации «АИС Город.

Приборный учет», которая обеспечивает эффективный контроль потребления энергоресурсов с помощью интеллектуального учета и автоматизированного дистанционного управления. АИС ПУ внедрена в Ульяновске, Димитровграде, Самаре и имеет потенциал к масштабированию.

— Застройщики, управляющие компании, ТСЖ заинтересованы в цифровизации сферы ЖКХ?

— Каждому из стейкхолдеров цифровизация ЖКХ будет по-своему выгодна. Основная задача участников экосистемы ЖКХ — обеспечение безопасного и комфортного проживания, поэтому внедрение современных технологий, способствующих формированию удобной среды, на руку всем.

Государственная власть заинтересована в росте эффективности за счет внедрения цифровых технологий: повышение прозрачности и достоверности данных в отрасли ЖКХ, возможность получения систематизированных по различным признакам данных облегчат принятие управленческих решений на всех уровнях.

Минстрой создает электронную базу данных в отрасли ЖКХ

19 Ноября в 18:06 159

Минстрой планирует запустить в сети интернет-банк данных о наиболее эффективных технологиях в сфере ЖКХ.

Минстрой планирует запустить в сети интернет-банк данных о наиболее эффективных технологиях в сфере ЖКХ. Об этом в ходе выступления на форуме энергосбережения и энергоэффективности ENES 2015 19 ноября в г. Москве сообщил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень.

Как пояснил министр, планируется создать информационный интернет-портал, на котором будут размещаться передовые разработки и решения в сфере теплоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Платформа сайт будет основана на оценочной системе, подобной booking.com — оценки проектам смогут выставлять профессионалы в своих сферах, способные доказать свою квалификацию и подтвердить опыт.

Поручение проработать возможность создания ресурса уже дано профильному заместителю.

Михаил Мень рассказал о реализации региональных программ и расширения внедрения энергоэффективных практик. «Пока нормативно-правовая база в сфере энергосервиса несовершенна.

Зачастую отсутствует понятная и доступная информация для рядовых граждан: что такое энергосервис, какую выгоду он дает.

Это вызывает недоверие по отношению к компаниям, которые приходят с предложениями о реализации мероприятий по энергосбережению» — сказал глава Минстроя России.

В министерстве подготовили и внесли на рессмотрение в Правительство законопроект, по которому исключается необходимость подписания энергосервисного контракта всеми собственниками помещений дома, таким правом наделяется общее собрание собственников. В договор управления домом можно будет включать положения энергосервисного контракта, что позволит стимулировать управляющие организации и вовлекать их в бизнес.

Одним из самых важных пунктов в законопроекте, на которые министр обратил внимание, является создание механизма сохранения объема льгот и субсидий на оплату коммунальных услуг гражданам, которые уже их получают. «Надеюсь, законопроект будет внесен в Государственную Думу до нового года», — отметил Михаил Мень.

  • ГД расширила полномочия госжилинспекций Полномочия госжилинспекций расширили. Теперь инспекторы ГЖИ смогут привлечь ресурсоснабжающие организации к административной ответственности, если существующие требования по оборудованию домов приборами учета не выполнены.
  • 30 % инвестпроектов Москвы прошли электронную экспертизу Практически 30 % инвестпроектов Москвы прошли экспертизу в электронной форме, сообщил председатель Москомэкспертизы Валерий Леонов.
  • Число выданных кредитов падает, а объемы кредитования растут По данным ОКБ, в годовом отношении число выданных кредитов упало на 6 %, при этом объемы кредитования выросли на 17 %.

Сэкономьте свое время!

Подпишитесь на еженедельную новостную рассылку и получайте самые важные новости недвижимости за прошедшую неделю от экспертов рынка

Безбумажные коммуникации: сфере ЖКХ готовят полную цифровизацию

Сферу ЖКХ ждет всеобъемлющий перевод в цифру — Минстрой планирует аккумулировать в общей электронной базе документацию на жилые дома. Такой пункт числится в проекте постановления кабмина о новых правилах для управляющих компаний, с которым ознакомились «Известия».

Для полного перехода отрасли в онлайн необходимо разработать единые требования к программному обеспечению, отметили в ассоциации «Национальный жилищный конгресс».

Участники сферы ЖКХ не исключили, что в ближайшее время в России появится и стандарт на оказание цифровых услуг жителям со стороны управляющих компаний.

Это позволит значительно повысить прозрачность бизнеса в ЖКХ, снизить коррупционную составляющую, а также облегчить переход домов от одной УК к другой. Вместе с тем эксперты обращают внимание на возможные риски появления целого пласта открытых данных, доступных для машинной обработки.

Жилье в цифре

Минстрой выступил с инициативой перевести всю документацию на жилые дома в электронный вид. Об этом говорится в проекте постановления правительства «Об утверждении правил деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах».

Согласно инициативе, теперь техническая документация на строительство и реконструкцию многоквартирного дома, ключи от помещений общего имущества собственников и электронные коды доступа к оборудованию должны быть переданы не только на бумажном носителе, но и на электронном. Кроме того, копии этих документов должны появиться в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и обновляться по мере необходимости.

В России ведется активная работа по цифровизации отрасли ЖКХ. Как уточнили в Минстрое, в первую очередь речь идет о ГИС ЖКХ и программе «Умный город». Ее основной инструмент — внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре. Цель программы состоит в комплексном повышении эффективности работы всех систем.

Независимый эксперт в сфере ЖКХ Павел Склянчук отметил, что цифровизация отрасли ЖКХ позволит повысить ее прозрачность для граждан, снизить издержки для коммунальных предприятий за счет оптимизации технологического процесса, сокращения потерь и планирования работ по замене коммунальных сетей, а также обеспечить контроль со стороны государства. С этой задачей должна справиться ГИС ЖКХ, которая в перспективе может стать как платежной системой, так и электронной картотекой всего жилищного фонда в стране, сказал эксперт.

Перевод бумажной документации на дома в электронный вид позволит многократно упростить и ускорить работу УК. В первую очередь это касается аварийных ситуаций и ремонтных работ, рассказала директор ассоциации НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. Она подчеркнула, что в итоге повысится качество услуг для жильцов.

Член Центрального штаба ОНФ, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко согласен, что цифровизация ЖКХ позволит сделать отрасль прозрачной и снизит коррупционную нагрузку. Это можно рассматривать как преимущества для государства, граждан и УК.

Таким образом, появится целый пласт открытых данных, которые могут быть доступны в машиночитаемом виде для автоматической обработки, отметил эксперт. По его словам, это может привести к появлению новых интересных и полезных сервисов, которые улучшат качество жизни граждан.

Переход в цифру рано или поздно случится, это неизбежно и несет явные преимущества и возможности в дальнейшем, однако есть и риски, обратила внимание исполнительный директор компании «Акронис Инфозащита» Елена Бочерова. По ее мнению, продуманный подход к хранению и защите данных поможет их избежать.

К тому же практика хранения бумажной документации также могла быть не слишком надежной. В такой информационной системе будет необходимо обеспечить сохранность, доступность, приватность, безопасность и аутентичность, то есть неизменность хранимой информации.

Современные технологии киберзащиты способны на это, считает эксперт.

Что в стандарте

Участники сферы ЖКХ не исключают, что в ближайшее время в России появится стандарт на оказание цифровых услуг жителям со стороны управляющих компаний.

Его введение необходимо, считают в «ПИК-Комфорте». Это упорядочит работу всех организаций, сделает процессы прозрачными, уберет хаос и неразбериху на рынке ЖКХ в целом. «ПИК-Комфорт» готов принимать участие в его подготовке, указали в пресс-службе компании.

В стандарт могут войти услуги, которые предоставляют УК в цифровом формате. К ним относятся прием и регистрация заявок на проведение работ в ЖКХ, сообщения о неисправностях и консультации со специалистами.

Цифровые коммуникационные каналы связи между жителями и управляющими компаниями — это то, что обязательно должно быть прописано в единых стандартах, добавили в «ПИК-Комфорте». Помимо этого, можно также проводить общие собрания собственников в онлайн-формате.

Условия организации таких встреч тоже должны быть отражены в общем своде правил, отмечают в компании.

Единый стандарт цифровых услуг для сферы ЖКХ может включать личный кабинет жителя, видеоконтроль, бесконтактный проход и проезд, заказ пропусков на автомобиль, умный паркинг, учет ресурсов, заявки в управляющую компанию, счета УК, диспетчеризацию инфраструктуры, перечислили в пресс-службе VEB Ventures.

Сегодня уже многие УК используют разные программные продукты, но к ним нет технических требований, отмечают в «Национальном жилищном конгрессе». Их появление позволит сделать взаимодействие с ГИС ЖКХ более качественным.

Стандартизация и унификация терминов и подходов на рынке цифровых сервисов жилищно-коммунального хозяйства становится важной задачей, отметила партнер IKS-Consulting Татьяна Толмачева.

Она напомнила, что уже существует национальный стандарт по услугам ЖКХ и управления многоквартирными домами (ГОСТ Р 51617-2014).

Эксперт считает логичным внести в него изменения в части оказания услуг с помощью информационных технологий.

При этом оцифровка документов и процессов должна проводиться поэтапно, когда у управляющих организаций будут появляться средства на внедрение новых технологий. Директивно вводить новые требования одновременно для всех УК было бы неправильно, заключила Татьяна Вепрецкая.

Минстрой России презентовал Банк наиболее эффективных технологий в сфере ЖКХ

Максимальное использование наиболее эффективных технологий при модернизации ЖКХ – одна из глобальных задач Минстроя России. Необходимо вкладывать деньги в жилищно-коммунальное хозяйство не ради получения красивых цифр в отчетах, а ради реального совершенствования инфраструктуры.

К этому призвал всех участников рынка заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ, Главный государственный инспектор РФ Андрей Чибис во время презентации Банка наиболее эффективных технологий в сфере ЖКХ, которая состоялась площадке XIII Красноярского экономического форума 20 февраля.

«Наша задача – совершить технологический прорыв в жилищно-коммунальном хозяйстве как можно скорее. Банк в ближайшее время будет наполняться технологиями, которые пока регионы смогут использовать по желанию.

Однако в будущем, как только мы увидим, что справочник уже достаточно наполнен, что есть возможность с его помощью вывести работу на качественно иной уровень, думаю, мы обяжем регионы использовать только эффективные технологии», — рассказал Андрей Чибис.

Банк данных о наиболее эффективных технологиях будет представлять собой интернет-портал, аккумулирующий самые передовые наработки в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения.

Справочник рассчитан на четыре категории пользователей: производителей оборудования (разработчики смогут размещать свои технологии в Банке), интеграторов (специалисты, которые уже интегрировали или только будут внедрять передовые технологии), заказчиков (те, кто заинтересован в использовании лучших практик) и обычных пользователей (которым интересно ознакомиться с новейшими данными). Для каждой из этих четырех категорий предусмотрен свой уровень доступа к порталу.

По словам Андрея Чибиса, полностью сайт станет доступным через неделю и будет работать по принципу booking.com, с выставлением оценок пользователей. «Конечно, первую оценку будут давать отраслевые специалисты – они выполняют роль модераторов – войдет или нет технология в Банк зависит от них.

А дальше уже у экспертов, которые предварительно докажут свою квалификацию и подтвердят опыт, появится возможность открыто обсуждать разработку и высказывать свое мнение. Было бы неправильным делать справочник закрытым», — пояснил замглавы Минстроя России.

Он также добавил, что профессиональное сообщество и потенциальные пользователи смогут ознакомиться с опытом применения обсуждаемых технологий в реальных условиях – для этого будут организованы постоянные экскурсии на предприятия.

«Таким образом заказчик сможет выбрать технологию что называется «под себя»: по заданным критериям, основываясь на оценках экспертов, а также на собственном мнении, которое он получил, увидев, как эта разработка применяется в реальности», — подчеркнул Андрей Чибис.

Источник: Минстрой России

Шаг к умному городу: как в России цифровизируется ЖКХ | Rusbase

Когда мы говорим про цифровизацию ЖКХ, то имеем в виду огромный комплекс решений, который позволит оптимизировать городские бюджеты, снизить издержки домовладельцев на содержание недвижимости и повысить качество жизни. Но чтобы прийти к цифровым городам, нужно начать с малого — автоматизации и цифровизации отдельных процессов. 

Марк Толстов, основатель компании «Домопульт», рассказывает о трендах и перспективах цифровизации отрасли и делится опытом разработки цифровой платформы, которая автоматизирует и упрощает взаимодействие управляющих компаний с собственниками и арендаторами недвижимости.

Шаг к умному городу: как в России цифровизируется ЖКХ Дарья Мызникова

Концепция «Умный город» предполагает интеллектуальные решения в управлении городской инфраструктурой — транспортом, энергетикой, тепло- и водоснабжением, безопасностью. Такие решения должны повысить производительность городских служб, увеличить энергоэффективность и экологичность коммунального комплекса и обеспечить жителям возможность влиять на развитие города. 

Проекты по созданию умной городской среды сегодня реализуются по всему миру: в России и СНГ, странах Европы, США, Бразилии, Израиле, ОАЭ, Китае, Сингапуре. Это проекты по строительству умных кварталов или населенных пунктов и смартизации уже существующих городов. 

Согласно отчету IDC, в 2020 году глобальные расходы на цифровизацию городской инфраструктуры составят более $124 млрд. Наиболее востребованы в мире технологии, которые повышают энергоэффективность городской инфраструктуры, обеспечивают видеонаблюдение, оптимизируют городской трафик и работу жилищно-коммунальных служб. 

Интересный кейс — Испания, где работой служб по вывозу мусора управляет интеллектуальная система. 

В мусорные контейнеры встроены ультразвуковые датчики, которые определяют степень их загруженности. Система круглосуточно собирает эти данные и автоматически формирует график и маршруты движения мусоровозов, что позволяет эффективно расходовать ресурсы на вывоз отходов. 

Shutterstock/Aleksandrs Muiznieks

Цифровизация ЖКХ в России

В России есть проект «Умный город», который нацелен на поэтапное внедрение цифровых технологий в работу городских служб к 2024 году. Проект предполагает, что в городах с населением свыше 100 тысяч человек появятся: 

  • платформы для вовлечения граждан в решение вопросов городского развития;
  • интеллектуальные системы для управления жилищно-коммунальным хозяйством;
  • решения для повышения комфортности городской среды и оптимизации транспортных потоков;
  • системы общественной и экологической безопасности;
  • городские информационные системы.

В банке технологий и решений в сфере городского хозяйства представлено 349 проектов в сфере умного города. К умному ЖКХ имеют отношение 94 проекта — это и умные счетчики, передающие показания в дистанционном режиме, и системы контроля потребления ресурсов, и решения, которые оптимизируют работу аварийно-диспетчерской службы. 

Например, умные счетчики работают, как устройства со встроенными модулями для беспроводной связи (LPWAN, Wi-Fi или вшитая сим-карта NB IoT), которые передают показания поставщикам коммунальных услуг напрямую, без участия собственника помещения. Все эти решения позволят не только снизить риски, связанные с человеческим фактором, но и получить достоверные данные о том, какие проблемы и вопросы требуют пристального внимания.

Чтобы форсировать внедрение цифровых технологий в сферу ЖКХ, государство вводит новые требования, которые должны повысить прозрачность и эффективность работ по содержанию коммунального хозяйства.

Весной 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №331, которое устанавливает жесткие сроки по обработке заявок аварийно-диспетчерской службой и закрепляет на законодательном уровне возможность использования цифровых систем для взаимодействия с жителями, регистрации заявок и контроля их исполнения. 

Сейчас главная проблема индустрии в том, что отдельные бизнес-процессы в сфере ЖКХ еще не до конца оцифрованы и интегрированы между собой.

Пока застройщики устанавливают на объекты умные счетчики, некоторые обслуживающие компании продолжают раскладывать счета на оплату ЖКУ по почтовым ящикам и вывешивать на доске объявлений списки должников. 

Поставщиков IoT-решений ждет рынок «умного ЖКХ» | Блог Mail.Ru Cloud Solutions

Для того чтобы вести учет теплоснабжения, в доме, в первую очередь, надо установить общедомовые счетчики тепла. В дальнейшем их показания будут делиться на общедомовые расходы и расходы жильцов. Те жильцы, кто установил индивидуальные счетчики, платят по показаниям, остальные — по утвержденному нормативу, общедомовые расходы распределяются равномерно на всех жильцов.

В домах, построенных до 2012 года, система отопления имеет вертикальную разводку — трубы образуют стояки сверху вниз, в каждой квартире имеется радиатор отопления. Для того чтобы измерить потребление тепла в каждой квартире и, соответственно, уменьшить оплату, надо модернизировать всю систему теплоснабжения дома, установив специальные распределители не менее чем в 50% квартир.

В новых домах иногда используется горизонтальная разводка системы отопления: в каждую квартиру имеется отдельный вход, а значит, тепло можно регулировать или вручную или с помощью автоматического термостата, и поставить в каждой квартире теплосчетчик. Однако доля таких домов в общем объеме жилого фонда невелика, в особенности в регионах, — по оценкам экспертов она составляет не более 3-5%.

Получается, что в 95% квартир установка счетчиков тепла сегодня невозможна или не имеет никакого смысла. Однако даже в тех 5% случаев, когда существует горизонтальная разводка, инициативы жильцов по установке индивидуальных счетчиков упираются в бюрократические препоны и полное непонимание или нежелание управляющих компаний заниматься этим вопросом.

Как рассказали жители одной из московских многоэтажек, их дом имеет все необходимое для того, чтобы перейти к оплате тепла по фактическому потреблению — и горизонтальную разводку, и общедомовые счетчики.

Однако из 300 квартир в использовании приборов учета оказались заинтересованы всего 20.

Они за собственные деньги установили счетчики, но вынуждены были приложить фактически нечеловеческие усилия для того, чтобы сначала поставить их на учет, а затем заставить управляющую компанию рассчитывать платежи за коммунальные услуги на основании поданных данных.

Более того, если показания счетчиков воды и электричества уже давно можно подавать в электронном виде, то показания счетчиков тепла принимаются только на бумаге.

Совершенно непрозрачной является также формула, по которой рассчитываются платежи за общедомовые расходы.

Однако даже в такой ситуации владельцы индивидуальных приборов учета экономят на оплате отопления около 30% от суммы, предусмотренной нормативами.

Все зависит от государства

В начале 2018 года появились сообщения о том, что Минстрой планирует инициировать установку индивидуальных приборов учета отопления. Согласно расчетам Минстроя, использование счетчиков тепла позволит жильцам экономить около 20% сегодняшней стоимости оплаты отопления.

«В проекте документа прописана формула, по которой не важно, у всех ли жильцов дома есть индивидуальные приборы учета.

Если у собственника счетчик установлен, то плата за потребленные ресурсы будет рассчитываться по нему индивидуально, он будет платить столько, сколько израсходовал», — цитирует «Российская газета» представителя министерства.

Кроме того, в интервью «Российской газете» заместитель министра энергетики Антон Инюцын рассказал, что министерство предложило с июля 2018 года при реконструкции старых зданий и строительстве новых устанавливать индивидуальные тепловые пункты (ИТП) с погодным регулированием.

Пилотные проекты уже были реализованы в Санкт-Петербурге и Казани, где установили 1,4 тыс. таких ИТП. «Суммарное снижение платежей населения — 400 млн рублей, или около 290 тыс. рублей на подъезд в год», — рассказал Антон Инюцын.

Уровень оснащения ИТП бюджетных учреждений он оценил в 5,5%, подчеркнув, что пока это результат реализации точечных пилотных проектов.

В июне 2019 году тот же Минстрой заявил, что обязательная установка счетчиков тепла в новостройках пока нецелесообразна. Обоснование — любая система индивидуального учета тепла в многоквартирных домах несправедлива, поскольку если собственник жилья отключит у себя все батареи, температура в помещении будет приемлемой за счет соседей. При этом соседи вынуждены будут платить больше.

«Подача тепла в квартиры жителей многоквартирных домов — вид коммунального ресурса, который отличается от электроэнергии, воды, газа. Объективно в теплоснабжении отсутствует индивидуальное потребление.

Конструкция многоквартирных домов предполагает непрерывный обмен тепловой энергией между квартирами и ее распределение по элементам дома и вентиляции.

Проще говоря, квартира, где собственник перекрыл вентиль отопления, будет прогреваться за счет окружающих ее квартир, где отопление присутствует», — говорится в докладе Минстроя.

Ведомство предложило на первом этапе направить основные усилия на балансировку стояков воды и установку общедомовых приборов учета, а также утепление крыш, замену окон, затем перейти к установке различных систем терморегулирования и только после этого вернуться к вопросу индивидуальных счетчиков.

С позицией ведомства не согласились эксперты — они уверены, что обязательная установка счетчиков тепла в новостройках существенно выгоднее для граждан и окупается за 2-3 года. В то время как если они впоследствии будут это делать самостоятельно, стоимость оборудования и работ возрастут в 2-3 раза, а значит и увеличится срок окупаемости.

Тем не менее проект поддержали почти все министерства.

Возразило только Минэкономразвития, которое в своем отзыве заявило, что инициатива Минстроя направлена на «дестимулирование жителей многоквартирных домов к энергоэффективному поведению, что не соответствует принципам государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. Имеющийся зарубежный и отечественный опыт… свидетельствует о целесообразности установки индивидуальных приборов».

«Главная наша проблема — это отсутствие единой, последовательной политики по всем вопросам в сфере ЖКХ. Эти метания вредят порой больше, чем неправильные решения, — говорит Светлана Разворотнева.

— Что касается последней инициативы, то ее сложно оценить однозначно. С одной стороны, люди должны платить за то, что только потребили.

С другой стороны, дом — это единая инженерно-техническая система, и такой ресурс как тепло достаточно сложно разбить на отдельных людей».

Перспективы рынка счетчиков тепла

По оценкам экспертов, сегодня рынок счетчиков тепла в России составляет около 400 тыс. единиц в год. Примерно столько же требуется распределителей. Основные потребители — это компании-застройщики, которые монтируют в новых домах горизонтальную разводку или в целях экономии используют вертикальные стояки с распределителями.

Очевидно, что если государство не будет настаивать на обязательной установке счетчиков, добровольно делать это будут единицы. На модернизацию старого жилого фонда силами жильцов тоже рассчитывать не приходится.

С другой стороны, как показывает зарубежная практика, умные счетчики тепла помогают экономить не только жителям, но и компаниям ЖКХ. Возможно, скоро появятся новые требования к системам теплоснабжения, которые будут реализованы как минимум в новой застройке. И тогда поставщики IoT-решений получат новый емкий рынок.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*