МУПы и ГУПы будут упразднены

В минусе обычные граждане, у которых теперь могут возникнуть сложности с доступом к дешевым социальным услугам. © Фото с сайта council.gov.ru

МУПы и ГУПы будут упразднены

Совет Федерации в понедельник одобрил резонансный закон о ликвидации в стране государственных и муниципальных унитарных предприятий — ГУПов и МУПов. Ранее сенаторы оказали сильное сопротивление этой идее и даже обещали отклонить законопроект после того, как он будет принят Госдумой.

В итоге новые нормы все-таки смогли заручиться поддержкой в Совфеде. «Закон очень чувствительный для муниципальных и региональных властей, но мы добились максимально возможных поправок при его доработке ко второму чтению в Госдуме. Теперь закон выглядит сбалансированным.

Он даст возможность не напахать и не сломать то, что эффективно работает. Можно сказать, что палата регионов была услышана», — озвучила позицию Совфеда его спикер Валентина Матвиенко.

В дополнение сенаторы приняли постановление, в котором изложили рекомендации правительству при подготовке будущих нормативных актов к принятому закону.

Если коротко, новые нормы разрешают ликвидировать или реорганизовывать унитарные предприятия на локальных конкурентных рынках, к которым может проявить интерес малый и средний частный бизнес.

На социально значимых рынках ГУПы и МУПы смогут остаться, если туда не изъявят желания прийти частные хозяйствующие субъекты.

Кроме того, правительство по мотивированному представлению губернатора сможет принять решение о возможности создания или сохранения унитарного предприятия, если это необходимо, например, для устранения последствий чрезвычайных ситуаций или недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения в регионе.

В законе также очерчены направления, в которых такие предприятия смогут продолжить свою работу.

Например, их сохранят в сферах безопасности, естественных монополий, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, и даже кинематографии.

Последняя оговорка появилась в законе при его доработке, в том числе из-за опасений возможного акционирования киноконцерна «Мосфильм», который также работает в статусе ФГУПа.

МУПы и ГУПы будут упразднены Депутаты не знают, что будет со страной через 20 лет

В целом же процесс ликвидации унитарных предприятий растянется в России до 2025 года. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая выступила разработчиком закона, рассчитывают таким образом повысить конкуренцию на рынках. Там сообщили, что в последние годы ГУПы и МУПы стали плодиться по стране с подозрительной скоростью — зафиксирован рост их численности на 40%.

Позиция ФАС сводится к тому, что унитарные предприятия, по сути, часто оказываются коррупционной «кормушкой» для чиновников и связанного с ними бизнеса, работают непрозрачно и неэффективно, а, значит, мешают развитию российской экономики.

При рассмотрении этого закона в Госдуме замруководителя ФАС Сергей Пузыревский обращал внимание депутатов на то, что унитарные предприятия способствуют монополизации на таких конкретных рынках, как сдача имущества в аренду, торговля, сельское хозяйство, строительство, деятельность гостиниц, предприятий общественного питания и т. д.

Однако в Госдуме, где против принятия закона активно выступали в КПРФ и ЛДПР, многие считают, что демонополизацию российской экономики стоило бы начать не с унитарных предприятий, а, например, с банковского сектора.

Противники новых норм называли их «очередной прихватизацией», а депутат от КПРФ Николай Арефьев ранее при рассмотрении законопроекта в первом чтении заявил, что «с муниципальными предприятиями этот закон сыграет другую злую шутку — это будет пострашнее, чем повышение пенсионного возраста».

МУПы и ГУПы будут упразднены Кому принадлежит Россия

Депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев утверждал, что принятие закона никак не скажется на повышении конкуренции, но может привести «к уничтожению через псевдоприватизацию жизненно важных объектов».

«Под эти законы могут попасть „Роскосмос“ и ряд других корпораций, обеспечивающие безопасность страны. Нам непонятна позиция правительства.

Мы считаем этот закон жестким лоббированием антинациональных интересов», — заявил он.

Парламентарии опасаются, что многие унитарные предприятия намеренно станут преобразовывать в акционерные общества, а потом банкротить, отчуждая, в том числе имущество.

«В этой части такие формы, как МУП и ГУП — это защита имущества, потому что его нельзя отчуждать в результате банкротства или плохого финансового положения, а оно зачастую стратегическое, как, например, в случае с аптеками», — предупреждал во время дискуссии по законопроекту коммунист Алексей Куринный.

В ЛДПР обращали внимание на то, что в России в форме унитарных предприятий работают восемь метрополитенов, которые не относятся к сфере естественных монополий (которая выведена из-под действия нового закона, — «Росбалт»).

А в «Справедливой России» говорили, что ликвидировать унитарное предприятие будет легко, но это приведет лишь к созданию псевдоконкуренции на рынке.

Для этого нужно всего лишь зарегистрировать фирму-спойлера, а после того, как исчезнет МУП, останется «единственный монополист — частник, который начнет вздувать цены и доить конкретную территорию, новый же МУП по этому закону открыться уже не сможет», — указывал «эсер» Валерий Гартунг.

Елена Земскова

Ликвидация унитарных предприятий

Минстрой РФ выступил с инициативой упразднить ГУПы и МУПы с 2018 года в сфере ЖКХ. Представители ведомства считают, что эти формы хозяйствования морально устарели и не являются эффективными для жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому целесообразно передать такие унитарные предприятия по соглашениям концессии.

МУПов и ГУПов скоро не будет

В настоящее время в концессию передаются только самые неэффективные унитарные предприятия. Но в скором будущем от МУПов и ГУПов Минстрой РФ предлагает отказаться вообще. Таким способом ведомство хочет привлечь как можно больше частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

По словам представителей министерства, на сегодняшний день общее количество заключённых концессионных соглашений в сфере ЖКХ достигает почти 700 единиц.

Из них только на 2015 год пришлось более 270 соглашений концессии. В денежном эквиваленте объём частных инвестиций в 2015 году превысил 100 миллиардов рублей.

Это говорит о том, что механизм государственно-частного партнёрства показал свою жизнеспособность.

Такая эффективность натолкнула чиновников на инициативу о передаче всех государственных и муниципальных унитарных предприятий по соглашениям концессии для оптимизации привлечения частных инвестиций в этот сектор экономики. Пока срок передачи назначен на 1 января 2018 года.

Получается, что управляющих организаций в форме государственного или муниципального унитарного предприятия есть ещё время, чтобы перейти в новую форму хозяйствования или подыскать несколько перспективных инвесторов для заключения выгодного соглашения концессии.

По мнению Минстроя, данная мера позволит ускорить процедуру по передаче “проблемных” управляющих организаций в форме МУПов и ГУПов в концессию. Идея заключается в том, что сами объекты инфраструктуры ЖКХ будут оставаться в публичной собственности, а к управлению и содержанию — привлекаться инвестиции частного бизнеса.

Таким образом, к 2018 году, по задумке Минстроя, по концессионным соглашениям должно быть передано порядка 80% МУПов и ГУПов с тем, чтобы создать в сфере ЖКХ несколько крупных компаний национального уровня. Это позволит быстрее привлечь в коммунальное хозяйство частных инвесторов.

Скорее всего, эта инициатива найдёт большую поддержку, поскольку сам глава Минтроя Михаил Мень является активным сторонником таких концессионных соглашений.

По его словам, взаимодействие между государством и бизнесом уже начало работать и даёт свои результаты.

О полном и плотном сотрудничестве государства и частных инвесторов можно будет говорить, когда количество концессионных соглашений увеличится пятикратно.

МУПы и ГУПы будут упраздненыОпубликован проект закона о прямых платежах между плательщиками ЖКУ и РСО

Концессионное соглашение в сфере ЖКХ

Выше мы много говорили о концессионных соглашениях между МУПами и ГУПами и частными инвесторами. Теперь поговорим о том, что такое соглашение концессии. Эта сфера деятельности коммунального хозяйства регулируется ФЗ №115 от 21.07.2005 года “О концессионных соглашениях”.

Под концессией подразумевается форма государственно-частного партнёрства, по которому государственное имущество передаётся на определённый срок и на установленных условиях частному инвестору, обязующемуся осуществить строительство (реконструкцию) и модернизацию переданного имущества (п.1 ст.3 115-ФЗ). Также по соглашению концессии частный инвестор имеет право получать доход от использования переданного ему государственного имущества.

Концессионное соглашение на сегодняшний день представляет собой наиболее отработанный механизм государственно-частного партнёрства для привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

По этому соглашению имущество находится в собственности у государства. А частный инвестор лишь берёт на себя долгосрочное обязательство по реконструкции или модернизации объекта недвижимости. По закону объект концессионного соглашения должен находиться в собственности муниципалитета или государственного сектора на момент заключения этого договора (п.4 ст.3 115-ФЗ).

МУП или ГУП передаёт частному инвестору своё имущество по концессионному соглашению на основании акта приёма-передачи (п.4.1 ст.3 115-ФЗ).

Инвестор не вправе изменить по своему усмотрению целевое назначение переданного по соглашению объекта недвижимости. Также он не может отдать его в залог, поскольку не обладает правом собственности на объект концессионного соглашения (п.6 ст.

3 115-ФЗ). Он получает лишь право владения и пользования на определённый концессионным соглашением срок.

Инвестор может получать прибыль от осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (п.7 ст.3 115-ФЗ). Этот доход будет признан собственностью инвестора, если концессионным соглашением не установлено иное.

Концессионное соглашение заключается по итогам проведённого открытого или закрытого конкурса (п.1 ст.21 115-ФЗ). При проведении открытого конкурса, когда заявки на участие могут подать любые инвесторы, информация и протоколы конкурсной комиссии размещаются на официальном сайте в Интернете для ознакомления с ними неограниченным кругом лиц.

Читайте также:  Двухэтажная беседка своими руками: проекты, фото

МУПы и ГУПы будут упраздненыПравила проведения открытого конкурса по управлению МКД

Сообщение о проведении открытого конкурса размещается конкурсной комиссией на официальном сайте в Интернете не менее чем за 30 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие (п.1 ст.26 115-ФЗ).

Заявки на участие в конкурсе подаются в течение 30 рабочих дней со дня опубликования сообщения о проведении открытого конкурса на официальном сайте в Интернете (п.2 ст.27 115-ФЗ).

Победителем конкурса признаётся тот участник, который предложил лучшие условия. Если на звание победителя конкурса претендуют сразу несколько участников с равными лучшими условиями, то победит тот, кто раньше других представил конкурсное предложение (п.2 ст.33 115-ФЗ).

МУП или ГУП в течение 5 рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения открытого конкурса должен отправить победителю экземпляр этого протокола и проект концессионного соглашения (п.1 ст.

36 115-ФЗ). Проект концессионного соглашения должен включать в себя его условия. Концессионное соглашение подписывается в срок, установленный конкурсной документацией и указанный в уведомлении о проведении конкурса.

Если победитель отказывается или уклоняется от подписания в установленный срок концессионного соглашения, то МУП или ГУП может предложить заключить это соглашение другому участнику конкурса, предложившего аналогичные условия, следующие после предложенных победителем конкурса (п.2 ст.36 115-ФЗ). Победитель конкурса, не подписавший в назначенный срок концессионное соглашение, теряет право на возврат внесённого им задатка.

Концессионное соглашение заключается в письменной форме с победителем конкурса или при его отказе/уклонении с другими участниками, чьи условия признаны лучшими после условий победителя.

Соглашение концессии заключается только при представлении выше указанными лицами документов, предусмотренных конкурсной документацией и подтверждающих обеспечение исполнения обязательств по данному соглашению (п.4 ст.36 115-ФЗ).

Концессионное соглашение вступает в силу с момента его подписания.

МУПы и ГУПы будут упраздненыКак расторгнуть договор управления в одностороннем порядке со стороны УК

Закон о ликвидации МУПов до 2021 года

Проект № 554026-7 – это новый закон о ликвидации МУПов,начиная с 2021 и вплоть до 2025 года. Он был окончательно одобрен Госдумой в 3 чтении. Однако законопроект вызвал опасения экспертов, увидевших в инициативе правительства буквально разрешение на приватизацию госимущества.

Почему решили ликвидировать предприятия

Прежде чем разбираться в причинах и следствиях правительственной инициативы, стоит уточнить некоторые характерные особенности МУПов:

  1. У предприятий отсутствует собственное имущество. Оно предоставляется государством или муниципальными властями. Из-за этого появляется и разница в аббревиатурах.
  2. Предприятия не обязаны предоставлять финансовую отчетность государству. Соответственно отсутствует стабильный контроль над их деятельностью.
  3. МУПы имеют право на монополию и находятся вне юрисдикции антимонопольной службы.
  4. Основные источники дохода – государственные дотации и аренда госимущества.

Эти преимущества даются для государственного контроля над ценами на бытовые и хозяйственные услуги, ЖКХ. Также теоретически такая система должна упрощать работу региональных СМИ, пассажироперевозки, защиту экологии, обеспечение развития культуры и спорта.

Но складывается ситуация, в которой большая часть МУПов глубоко убыточна. При этом предприятиям такое положение выгодно благодаря финансовой помощи из бюджета. Если они продемонстрируют эффективное руководство и успешную деятельность, дотации прекратятся. Кроме того, являясь монополистами, они не допускают появления конкуренции в своей сфере.

Это и стало причиной появления закона о ликвидации МУПов до 2021 года. Изначально с инициативой выступил президент. В дальнейшем ее активно поддержало Министерство финансов, согласившись с необходимостью реформы и оптимизации трат из бюджета страны.

Реакция общественности

На удивлении после первого оглашения в 2018 году законопроект о ликвидации МУП и ГУП до 2021 года оказался практически не освещен в прессе. Тем не менее он вызвал неоднозначную реакцию. Многие эксперты сравнивают инициативу с разрешением на приватизацию госимущества.

Важно! Они опасаются, что новые владельцы предприятий в попытках решить проблему убыточности просто поднимут цены для конечного потребителя.

Даже в правительстве согласились с этими доводами. Так Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко потребовала внесения уточнений. В частности, благодаря ее действиям срок введения нового закона был перенесен с 2019 на 2021 год. Полностью изменения вступят в силу только в 2025 году.

Инициаторы реформы считают, что роста цен и негативных последствий не произойдет благодаря здоровой конкуренции и действиям контролирующих органов. Также Минфин уточняет, что непосредственно полной ликвидации МУПов до 2021 и даже до 2025 года не будет. Этот процесс стоит рассматривать скорее как попытку реорганизации текущей системы предоставления услуг населению.

МУПы и ГУПы будут упразднены

Порядок преобразований

Основное нововведение – запрет на образование новых МУП или ГУП. При этом продолжат свою деятельность предприятия в сферах:

  • обороны и госбезопасности;
  • естественной монополии государства;
  • жизнеобеспечения в районах Крайнего Севера;
  • культуры и искусства;
  • обращения с радиоактивными отходами.

У губернаторов также будет право сохранять мупы, если они жизненно необходимы для региона. При этом каждое подобное решение должно быть подтверждено фактическими доказательствами незаменимости предприятия.

Основную цель реформы указал член Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Александр Козловский. По его словам, правительство пытается через ликвидацию МУП сократить степень своего влияния на экономику и стимулировать развитие бизнеса, что и определяет первые шаги реформы, которые должны завершиться до 2021 года:

  1. Провести полную инвентаризацию имущества. Во многих предприятиях такой учет не ведется в принципе.
  2. Подготовить бухгалтерскую документацию. После проведения аудита будет собрана более точная статистика и определен бухбаланс.
  3. Подготовиться к преобразованию в акционерные общества.

По итогам к 2025 году большая часть МУП и ГУП превратятся в АО и ЗАО. Они потеряют часть господдержки и будут вынуждены работать в соответствии с требованиями рыночной экономики и под более тщательным контролем.

МУПы и ГУПы будут упразднены

Александр Козловский

Пока остаются непонятными детали реформы. В частности, неясно, как будут распределяться акции новых обществ, ведь это обязанность главного учредителя, в данном случае — правительства РФ. Непонятно, как реформа скажется на рабочих местах. Скорее всего в ближайшие годы грядет череда увольнений с целью оптимизации рабочего процесса.

Наиболее вероятно, что в реформу будут вноситься поправки отдельными приказами. Соответственно окончательную форму изменений можно будет увидеть позже, когда процесс реорганизации начнет воплощаться.

Комментировать (3

Как работает закон о ликвидации ГУПов и МУПов в 2020 году

Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной

Причины реформы

На основании Указа Президента №618 от 21.12.2017 о национальном плане ФАС хочет провести ликвидацию ФГУПов, ГУПов и МУПов на рынке конкуренции из-за того, что госзаказчики не применяют 44-ФЗ, а передают бюджетные деньги в форме субсидий организациям, которые им подчиняются для закупок ГУПами товаров, работ, услуг для нужд учредителя.

Эта ситуация наблюдается и на конкурентных рынках. Одновременно с этим большая часть унитарных предприятий функционируют в сегментах с достаточной конкуренцией. В основном они занимаются теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением, управлением жилым фондом, торговлей и оказанием услуг.

МУПы и ГУПы будут упразднены

Какие ГУПы и МУПы продолжат работать

В новой редакции п. 4 ст. 8 Федерального закона №161-ФЗ от 14.11.2002 о государственных и муниципальных унитарных предприятиях установлено, что ГУПы и МУПы продолжают создаваться и функционировать, и ликвидация муниципального предприятия не проводится, если цель организации — обеспечение жизнедеятельности:

  • органов исполнительной власти федерального уровня в таких сферах: оборонная, разведывательная, мобилизационная подготовка и мобилизация, безопасность на транспорте, международные отношения, госохрана, внутренние дела, гражданская оборона, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, деятельность войск нацгвардии;
  • естественных монополий;
  • в области культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
  • за пределами территории России;
  • в районах Крайнего Севера;
  • с радиоактивными отходами;
  • по использованию объектов инфраструктуры морского порта, который находится исключительно в федеральной собственности.

161-ФЗ разъясняет, ликвидируются ли МУПы с естественной монополией — нет, что прописано в п. 4 ст. 8 Закона.

Под исключения попали и унитарные предприятия, которые утвердят федеральными законами, актами президента или правительства.

По представлению высшего должностного лица субъекта, по решению правительства ГУПы и МУПы создадут, если устраняют последствия ЧС или предотвращают угрозу нормальной жизнедеятельности населения.

Создать новое ГУП, не ликвидируя старое разрешено не всегда.

Во-первых, работает общий запрет на создание унитарных предприятий, а во-вторых, до 2025 года необходимо ликвидировать компании, которые не попали под исключения.

Органы и организации, которые уполномочены на создание ГУПов и МУПов, вправе направлять в Антимонопольную службу запросы о соответствии создания ГУПов и МУПов или изменения их деятельности (ст. 35.2 135-ФЗ от 26.07.2006).

Унитарное предприятие не создадут путем преобразования из других организационно-правовых форм и не проведут реорганизацию государственных предприятий, если в результате реорганизации одно или несколько создаваемых унитарных предприятий не будут соответствовать условиям по п. 2 и 4 ст. 8 161-ФЗ.

Читайте также:  Экономитель воды- насадка на кран

Когда ликвидируют остальных

Путин подписал закон о ликвидации ГУПов и МУПов, который может, по мнению КПРФ, привести к неконтро

Что такое ФГУПы, ГУПы и МУПы

ГУПы и МУПы создавались в соответствии с ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

ФГУПы, ГУПы и МУПы относятся к юридическим лицам. Отличие от других юридических лиц в том, что учредителем может быть только Российская Федерация (государство), субъект или муниципальное образование.

По закону унитарные предприятия считаются коммерческими организациями, поскольку подразумевается, что они должны приносить прибыль своему собственнику. Но собственником в этом случае может быть только государство. Кроме того, унитарному предприятию ничего не принадлежит — оно только пользуется госимуществом.

  • По словам руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева, это наше советское изобретение, которое вы нигде не найдете больше такой формы.
  • Именно его ведомство разработало законопроект о реформе по указу президента Владимира Путина.
  • Со слов доцента кафедры экономики и управления Костромского государственного университета Евгения Орлова, эти предприятия по такому принципу существовали еще в СССР.

По его словам, в 30-е и 40-е годы их просто не называли унитарными предприятиями. Такая форма появилась в связи с изменениями законодательства в начале 90-х годов.

  1. По сути, современные унитарные предприятия — это те же самые советские предприятия, которым не принадлежало имущество и которые за него не отчитывались, считает Орлов.
  2. Почему их хотят запретить
  3. У федеральных властей накопилась масса претензий к унитарным предприятиям.
  4. Почти все ЖКХ, половина транспортных услуг, все, что касается быта и среды обитания, — все это построено на деятельности этих «замечательных» двуличных предприятий, утверждает Артемьев.

ФАС считает, что унитарные предприятия неэффективно используют госимущество, иногда просто сдают его в аренду. Кроме того, по мнению ФАС, они оказывают наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках.

Часто учредители ГУПов и МУПов обходят жесткий закон о контрактной системе в госзакупках, по которым закупаются госведомства, и отдают субсидии своим унитарным предприятиям. А те приобретают товары и услуги для заказчиков уже по другому, более мягкому закону, по которому закупаются госкомпании.

В 2017 году «Трансперенси интернешнл — Россия» проверила руководителей почти 9 тысяч унитарных предприятий и обнаружила, что в 568 случаях их руководители в обход закона одновременно занимались частным бизнесом, например такие, как ГУП «Московская социальная гарантия», созданная покойным Ю.М.Лужковым для отъема собственности одиноких пенсионеров.

  • Кроме того, производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем в компаниях других типов, считает замруководителя ФАС Сергей Пузыревский.
  • «Запрет деятельности унитарных предприятий будет действовать только на конкурентных рынках, что позволит избежать ликвидации ГУП и МУП на социально значимых рынках, на которых отсутствуют частные хозяйствующие субъекты», – пояснил депутат, член думского комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Александр Козловский (цитата – сайт Госдумы).
  • Что предлагается в законе
  • 13 декабря Госдума в третьем, итоговом чтении приняла закон, фактически упраздняющий в России такой вид юридических лиц, как ГУПы (государственные унитарные предприятия) и МУПы (муниципальные унитарные предприятия).
  • Согласно этому закону, запрещается создание новых государственных унитарных предприятий (ГУП) и муниципальных унитарных предприятий (МУП) на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции.
  • Исключением являются предприятия, созданные актами президента или правительства, а также для обеспечения деятельности Минобороны, ФСБ, ФСО, МЧС, Росгвардии, МВД, СВР и других федеральных ведомств.
  • До 2021 года — унитарные предприятия будут преобразованы в акционерные общества или в бюджетные учреждения.
  • Также Правительство хочет запретить создание новых унитарных предприятий, то есть к 2021 году — закрыть либо реорганизовать существующие на конкурентных рынках.

Почти все существующие в России ГУПы и МУПы будут ликвидированы к 1 января 2025 года. Осталось лишь несколько исключений, когда такие предприятия могут существовать.

  1. Не трогать предлагается естественные монополии, компании в сфере обороны и безопасности, а также предприятия, по которым есть особые федеральные законы или решения президента или премьер-министра.
  2. При подготовке к акционированию любого ФГУПа, ГУПа и МУПа предприятие должно пройти инвентаризацию, а аудиторы должны проверить весь бухгалтерский баланс компании, пояснил Ярослав Кулик из Art de Lex.
  3. По утверждению замдиректора «Трансперенси интернешнл — Россия» Ильи Шуманова
  4. акционирование позволит более эффективно и прозрачно использовать ресурсы, поскольку у акционерных обществ по закону должны быть советы директоров, публичная отчетность.
  5. Таким образом, цель нововведения — минимизировать участие государства в экономике страны и уменьшить расходы казны на содержание убыточных предприятий.
  6. Оптимизация бюджета продолжается
  7. На 1 января 2018 года в России было зарегистрировано более 18,5 тысяч государственных и муниципальных унитарных предприятий, где трудились сотни тысяч человек — они являются серьёзной частью экономики.

Политика на снижение роли унитарных предприятий в экономике идет в России уже некоторое время. Если на 1 января 2018 года таких организаций было 18,5 тысяч, то ранее, в 2016 году — 23 тысячи. Итого за два года ликвидировали (реже — реорганизовали) 4,5 тысячи таких организаций.

Так, самое известное в России унитарное предприятие — ФГУП «Почта России», было реорганизовано в акционерное общество с 1 октября 2019 года, единственный акционер — Правительство РФ.

В Москве например существует два наиболее известных унитарных предприятия — это ГУП «Московский метрополитен» и ГУП «Мосгортранс». Понятно, что они не просто будут ликвидированы, а реорганизованы в коммерческие организации.

Новый закон предусматривает несколько случаев, когда существование ГУПов и МУПов будет сохранено, а именно: в районах Крайнего Севера, для обеспечения обороны и госбезопасности, в сферах естественных монополий и в некоторых других обстоятельствах.

То есть, унитарные предприятия можно будет создавать для обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к ним, а также для осуществления деятельности в сферах естественных монополий, культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей, обращения с радиоактивными отходами и осуществления деятельности за границей.

Муниципальные предприятия будут сохранены в регионах по решению губернатора региона. Но только те, которые крайне необходимы региону — другие не разрешат.

Правительство России по мотивированному преставлению главы региона получит право решать вопрос создания или сохранения унитарного предприятия, в случае если это необходимо для устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы жизнедеятельности региона. На рынках, которые находятся в условиях конкуренции, деятельность всех унитарных предприятий должна соответствовать устанавливаемым требованиям, а выдержка от иной коммерческой деятельности не должна превышать 10% от совокупной выручки за год.

  • Те предприятия, в отношении которых не приняты или не исполнены решения о ликвидации или реорганизации до 2025 года, подлежат ликвидации в судебном порядке по иску Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
  • Некоторые из унитарных предприятий будут реорганизованы государством в ООО или АО — в первую очередь это ресурсоснабжающие организации и социально-значимые объекты, часть из которых до сих пор работает в форме унитарных предприятий.
  • То есть, где раньше были ГУПы и МУПы, должны возникнуть предприятия частного бизнеса для здоровой конкуренции.
  • Закон о приватизации ГУПов и МУПов ударит по россиянам

Долгое время государство контролировало ФГУПы, ГУПы и МУПы.

Но после того как подписан закон, благодаря которому были упрощены нормы госзакупок для унитарных предприятий, средства из бюджета России перестали привлекаться для осуществления данного процесса.

Это должно было сделать такие предприятия конкурентоспособными. Но после принятия таких законов государство перестало получать прибыль, и именно поэтому данные предприятия будут ликвидированы.

Именно поэтому, с точки зрения властей, было несколько причин ликвидации ФГУПов, ГУПов и МУПов:

1. Низкая эффективность деятельности таких предприятий;

2. Плохие условия, в которых содержатся ГУПы и МУПы. Многие владельцы попросту сдают строения для того, чтоб зарабатывать на аренде, а не ведут деятельность, положенную данной организации собственности;

3. Ухудшают конкурентную ситуацию на территории государства.

К чему приведёт принудительная ликвидация?

Представители КПРФ например считают, что пока государственная машина находится в руках капиталистов, основная налоговая нагрузка будет ложится на плечи миллионов трудящихся, а вся законодательная база формироваться и корректироваться в интересах буржуазии.

Последние годы, по мнению КПРФ, мы отчетливо видим, как капитал наступает на права работающих, сокращая и упраздняя социальные гарантии, которые они завоевали в начале 20 века, как подбивается ТК РФ в угоду работодателя.

Это необратимая тенденция, причина которой таится в самой сути капиталистической системы и переломить ее можно только поменяв социально-экономическую формацию.

Иначе многомиллионный рабочий класс, угнетаемый кучкой эксплуататоров будет нищать, а кризисы перепроизводства и межимпериалистические разборки по дележу рынков сбыта ввергнут нас в мировую войну с непредсказуемыми последствиями.

  1. Как заявил депутат Госдумы Николай Коломейцев (КПРФ), «Закон носит коррупционный характер… Учитывая, что это национальная безопасность, чтобы еще раз проверили на антикоррупционные вопросы, потому что кому-то хочется погреться возле остатков еще сохранившейся собственности и, с моей точки зрения, нанести ущерб государству»…
  2. По мнению парламентария, закон нарушает Конституцию РФ в части равной защиты всех форм собственности.
  3. Кроме того, указал депутат, при обсуждении во втором чтении принята поправка, которая изменила концепцию и в принципе лишает возможности подать иск в арбитражный суд даже на неправомерное решение ФАС.
Читайте также:  Как сделать домик для колодца своими руками своими руками: нюансы, закрытого и открытого типа

«В-третьих, вот внимательно послушайте, 7 миллионов юридических лиц в нашей стране. ФГУП и ГУП у нас 16 тыс. 867… Скажите, пожалуйста, зачем для 16 тыс. предприятий принимать закон?» — рассуждает Коломейцев.

КПРФ считает, что Путин подписал закон о ликвидации ГУПов и МУПов, который может привести к неконтролируемому росту тарифов.

По их мнению, подписанный президентом закон означает окончательный уход государства из сферы ЖКХ и передачу его в частные руки с непредсказуемыми последствиями для граждан.

Как считают в КПРФ, сегодня ГУПы и МУПы являются последним барьером на пути бесконтрольного повышения тарифов на свет, воду, газ и тепло. Когда Николай Платошкин проводил избирательную компанию в Хабаровском крае и посещал глубинку, то к нему подходили жители и говорили, что котельные переданы в частное управление, а тарифы ЖКХ сравнялись с пенсиями!

Сегодня вся экономика России состоит из громадного количества посреднических фирм, которые являются кормушками для чиновников, состоящих на госслужбе. Сюда можно отнести и страховые медицинские компании, и строительные фирмы, где между заказчиком и непосредственным исполнителем, порой стоит до 10 посредников!

У чиновников подрастают дети и внуки, заводятся новые любовники и любовницы, и все хотят кушать черную икру, ничего при этом не делая. И можно не сомневаться, что вместо ГУПов и МУПов скоро появятся многочисленные фирмы-прокладки, возглавляемые сынками и внуками губернаторов и депутатов… А нам опять повысят НДФЛ до 16% и пенсионный возраст до 67 лет!

Таким образом, КПРФ выступила категорически против передачи остатков госсобственности в частные руки.

Источник: Оpenmedia

Госдума приняла закон о ликвидации унитарных предприятий до 2025 года

МОСКВА, 13 декабря. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий запрет на создание новых и ликвидацию либо реорганизацию существующих унитарных предприятий.

Документ подготовлен Федеральной антимонопольной службой (ФАС) РФ, внесен в Госдуму правительством и принят депутатами в первом чтении 11 декабря 2018 года.

Согласно редакции законопроекта, принятого в первом чтении, к 1 января 2021 года государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП), созданные до вступления в силу соответствующих норм и действующие на конкурентных товарных рынках, будут ликвидированы или реорганизованы.

При подготовке документа ко второму чтению этот переходный период было решено продлить до 1 января 2025 года.

Запрет на создание ГУП и МУП не коснется случаев, когда оно предусмотрено федеральным законом, актом президента РФ или правительства.

Исключение также составят унитарные предприятия, созданные в целях национальной безопасности и обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ.

Большая часть унитарных предприятий работают в сферах с развитой конкуренцией — в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, управлении жилым фондом, торговли и оказания услуг, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

На 1 января 2018 года в России насчитывалось более 18,6 тыс. унитарных предприятий, что на 39% больше, чем на 1 января 2013 года, свидетельствуют данные ФАС.

Поправки ко второму чтению

Как подчеркнул ранее глава комитета Госдумы по экономической политике Сергей Жигарев, к законопроекту поступило 86 поправок, 28 из которых рекомендованы комитетом к принятию, а 58 — к отклонению.

По его словам, концепция правительства, которая предусматривает сокращение количества унитарных предприятий, ко второму чтению сохранена.

При этом в результате доработки документа существенно расширен перечень оснований для создания унитарных предприятий, в частности, это случаи обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обеспечение деятельности по развитию культуры, искусства и кинематографии и сохранению культурных ценностей, обеспечение деятельности за пределами территории РФ ряда федеральных органов исполнительной власти и корпорации «Росатом», рассказал депутат.

Установлен запрет на деятельность унитарных предприятий на товарных рынках, находящихся в состоянии конкуренции (за исключением отмеченных выше случаев), если выручка унитарного предприятия от его деятельности превышает 10% совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год.

Это ограничение не применяется к унитарным предприятиям, созданным на основании федерального закона, актов президента РФ или правительства РФ, и к унитарным предприятиям, осуществляющим деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, унитарным предприятиям со статусом федеральной ядерной организации.

По инициативе членов Совета Федерации закон дополнен нормами, предусматривающими возможность принятия правительством РФ по мотивированному представлению главы субъекта РФ решения о создании или сохранении унитарного предприятия, если это необходимо для устранения последствий чрезвычайной ситуации либо недопущения угрозы нормальной жизни населения в регионе.

Еще одной новацией закона стало смягчение последствий нарушений антимонопольного законодательства для унитарных предприятий по сравнению с редакцией, внесенной правительством РФ ранее, сообщил Жигарев.

Предусмотрено, что в случае нарушения антимонопольного законодательства учредителям унитарных предприятий выдается предупреждение о прекращении неразрешенных видов деятельности либо ликвидации предприятия. Одновременно внесены поправки об исключении необходимости получения разрешения антимонопольного органа для регистрации унитарного предприятия.

История вопроса

Госдума 22 ноября 2018 года перенесла рассмотрение этого законопроекта в первом чтении из-за отсутствия антикоррупционной экспертизы проекта и других документов, которые, по словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, не были представлены в профильный комитет согласно процедуре.

6 декабря 2018 года были проведены парламентские слушания, в ходе которых представители ФАС напомнили, что президент РФ Владимир Путин просил определиться с будущим ФГУПов и МУПов, и эта тема входит также в национальный план развития конкуренции.

Ликвидация ГУПов и МУПов откладывается?

Запрет на создание с 2019 года новых государственных и муниципальных унитарных предприятий, который предусматривает правительственный законопроект, принятый в первом чтении, в Совете Федерации понимания не нашёл.

Напомним, что спикер палаты регионов Валентина Матвиенко 12 декабря заявила, что сенаторы проект о ликвидации ГУПов и МУПов в том виде, в котором его представил кабмин, поддерживать не намерены, так как «он нарушает принцип распределения полномочий, и федеральным законом пытаются регулировать деятельность региональных и муниципальных органов власти в сфере их деятельности».

Правительство к мнению законодателей прислушалось и 21 марта, как следует из данных системы обеспечения законодательной деятельности, внесло в Госдуму поправки ко второму чтению документа. Они сдвигают срок ликвидации ГУПов и МУПов с 2021 года на 1 января 2023 года.

Кроме того, в представленных поправках предлагается расширить перечень организаций, которых не коснется реорганизация.

Если в ранней редакции законопроекта исключительными случаями признавались унитарные предприятия, созданные в соответствии с федеральными законами, актами президента или Правительства и учредителями, которыми выступают Минобороны и ФСБ, то теперь к ним предлагается добавить унитарные предприятия, созданные в целях развития культуры, искусства, обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера, а также предприятия, работающие за пределами территории России.Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин позитивно оценивает дальнейшую судьбу законопроекта, отмечая, что с учётом предложенных кабмином поправок у него гораздо больше шансов снискать одобрение у парламентариев.

В первоначальном виде представленный законопроект содержал много слабых мест и не учтённых моментов, которые могли бы привести к рискам, считает сенатор.

«Я убеждён, что нельзя отдавать на аутсорсинг такие стратегические объекты двойного назначения, как метрополитен. Особенно если учесть, что метрополитен есть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других российских городах», — пояснил Сергей Рябухин «Парламентской газете» в четверг.

«Одним росчерком пера подписать закон, который обязывает ликвидировать ГУПы и МУПы, — это очень опасная вещь. Поэтому я очень рад, что Правительство учло положительный и отрицательный опыт и внимательно отнеслось к нашим рекомендациям», — добавил законодатель.

Одним росчерком пера подписать закон, который обязывает ликвидировать ГУПы и МУПы, — это очень опасная вещь.

В свою очередь член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Чернышенко отметил, что ликвидация достаточно важного звена муниципального и регионального хозяйства требует более бережной и тщательной проработки.

«Такое решение кабмина о продлении периода ликвидации мы поддерживаем», — отметил сенатор.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*