Переход на прямые договоры будет разрешен

Кто несет ответственность за качество услуг? Кому передавать показания счетчиков?

3 апреля 2018 года вступили в силу изменения в ЖК РФ, принятые федеральным законом о прямых Договорах между потребителями и поставщиками коммунальных услуг в многоквартирных домах. Жилищный кодекс был дополнен ст. 157.2, которая так и называется

«Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Собственники квартир получили возможность заключения Договоров по услугам холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и вывоза мусора напрямую с ресурсниками. Без посредничества управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.

Инструкция Центра защиты прав граждан «Прямые договоры в ЖКХ» расскажет, в чем преимущество прямых Договоров с ресурсниками, как перейти на такой Договор, кто несет ответственность за качество предоставляемых услуг.

Переход на прямые договоры будет разрешен

У кого беру – тому и плачу

В большинстве регионов управляющие компании и ТСЖ выставляют гражданам единую платежку, где помимо платы за содержание общего имущества собственникам рассчитывают платежи за потребленные свет, газ, воду и отопление. Разумеется, ни УК, ни ТСЖ или ЖСК не являются поставщиками газа или света. Это всего лишь посредники при расчетах за потребленные коммунальные услуги.

По данным Минстроя РФ, порядка 40% долгов в сфере ЖКХ составляет задолженность именно управляющих компаний перед поставщиками ресурсов. То есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят.

Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний значительный объем не принадлежащих им средств. Как следствие – с рынка уйдут УК, которые заинтересованы не в управлении домом, а лишь в возможности «погреть руки» на обороте денежных средств.

Эксперты полагают, что ресурсоснабжающие организации, которые начнут своевременно получать весь объем платежей, смогут выделять больше средств на реконструкцию и модернизацию сетей.

Что в конечном счете скажется на качестве предоставляемых услуг. Да и потребителю так спокойнее: сколько израсходовал воды, газа или света – за столько и рассчитался. И никто не отключит тебя от ресурса за мнимые долги.

Итак, изменения вступили в законную силу в 2018 году.

Ниже мы рассмотрим процедуру перевода многоквартирного дома на заключение прямых договоров с РСО.

Переход на прямые договоры будет разрешен

Как инициировать процедуру перехода на прямой договор с РСО

Инициатором могут выступить как собственники, так и ресурсоснабжающая организация

Если переход на прямые расчеты инициируют собственники МКД

Как изменились правила перехода на прямые договоры с поставщиками ЖКУ

В России упростилась процедура перехода оплаты услуг непосредственно их поставщикам, то есть минуя посредника — управляющую компанию.

Это стало возможным после вступления в силу с 31 июля изменений сразу в три документа — в правила предоставления коммунальных услуг, правила заключения договоров ресурсоснабжения и в требования к организации расчетов за коммунальные ресурсы.

Напомним, что возможность перехода на прямые договоры потребителям коммунальных услуг в многоквартирных домах была предоставлена еще в апреле прошлого года, после внесения изменений в Жилищный кодекс.

Переход на прямые договоры будет разрешен

В каких городах России лучше всего работают службы ЖКХ

Однако, как отмечают в Национальном центре общественного контроля в сфере ЖКХ, собственники жилья за прошедший год так и не решились массово перейти на самостоятельные взаимоотношения с ресурсниками.

Теперь процесс должен пойти легче, так как новые изменения в законодательство предлагают среди прочего типовые условия договора поставки коммунальных ресурсов. И это, безусловно, шаг вперед.

Людям предложен образец, заполнив который, они могут получать коммунальный ресурс и платить за него прямо поставщику, без боязни, что промежуточное звено (управляющая организация) вдруг обанкротится и исчезнет вместе с деньгами, предназначенными на оплату отопления, воды, электроэнергии или газа.

В регионах, которые уже перешли на прямые расчеты с поставщиками ресурсов, платежи довольно часто вырастают

Как пояснила «Российской газете» исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Светлана Разворотнева, предусмотрено два варианта перехода на прямые договоры — решение общего собрания собственников жилья и решение ресурсоснабжающей организации. Последняя сама может инициировать переход и разослать владельцам недвижимости договоры, которые необходимо заполнить. Договор считается заключенным с момента выставления первой платежки.

Переход на прямые договоры будет разрешен

«РГ» публикует закон, запрещающий передавать коллекторам долги по ЖКХ

Однако, по словам Разворотневой, ряд пунктов типового договора вызывает вопросы. Например, в нем не предусматриваются характеристики качества услуги — температуры подаваемой в дом воды или давления газа. Потребителю, подписавшему столь общий договор, потом сложно будет предъявить претензии по качеству, так как оно не оговорено.

Не прописана также процедура разрешения споров и выплаты штрафов в случае оказания некачественных услуг. Из договора следует, что управляющие компании принимают жалобы от потребителей, оформляют претензии к ресурсоснабжающей организации и затем они вместе проверяют обоснованность жалобы. А что происходит дальше — вопрос открытый.

Споры и ожидание выплат непонятно от кого могут затянуться на годы. И потребитель тут совершенно беспомощен.

«В тех регионах, которые уже перешли на прямые расчеты, довольно часто платежи за потребленные ресурсы вырастают. Потому что ресурсник заинтересован в том, чтобы получить с потребителя по максимуму.

Подозреваю, что компании приписывают порой больше потребленного по факту.

И если в управляющей компании есть, как правило, свои юристы, которые могли бы с подобными случаями разбираться квалифицированно, то собственникам, оплачивающим напрямую, будет сложнее доказывать, что им выставили завышенную сумму», — отмечает эксперт.

Но в общем практика показывает, что для потребителя нет особой разницы — платить ли напрямую поставщикам или через посредников в виде управляющих компаний, говорит Разворотнева. Если есть опасения относительно недобросовестности УК, то, конечно же, лучше принять решение на общем собрании и перейти на прямые договоры.

Между тем Госдума осенью планирует рассмотреть поправки в Жилищный кодекс, по которым все счета за услуги ЖКХ будут печатать в едином документе. Составлять и рассылать платежки, по идее авторов проекта, будут единые расчетные центры. Таким образом их деятельность поддержат на федеральном уровне.

В Самарской области запустят проект «умного» вывоза мусора

С одной стороны, единый платежный документ — дело удобное. Не нужно разбираться в куче бумажек, а потом еще и хранить их годами, чтобы при любом сбое в системе не вылез долг за уже оплаченное. А такое случается.

По словам одного из авторов законопроекта, зампреда Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павла Качкаева, при 7-10 платежках, которые порой получают потребители, нередки ошибки и двойные начисления.

Именно с неверными начислениями были связаны около 60 процентов обращений в Госжилинспекцию РФ в прошлом году. Кроме того, оформление и доставка каждой из платежек стоит денег, и платит, естественно, получатель.

За одну бумажку сумма не так велика, может достигать 10-15 рублей, но за десять бумаг уже вполне ощутима. По замыслу авторов законопроекта, эти расходы должны сократиться.

Один платежный документ может получить название «объединенный».

Переход на прямые договоры будет разрешен

Переход на прямые договоры будет разрешен

25 января 2018 года комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ единогласно поддержал поправки ко второму чтению законопроекта о переходе собственников на прямые договоры. Напомним, что в настоящий момент даже, если собственники приняли решение на общем собрании о переходе на прямые платежи по оплате за коммунальные услуги, ресурсоснабжающая организация может наложить вето на решение собственников о таком переходе.

А всё дело в том, что ресурсоснабжающая организация вместо тысяч управляющих компаний – плательщиков услуг теперь получит миллионы собственников плательщиков. Для этого необходимо создавать крупные расчетные центры и привлекать дополнительные ресурсы.

И хотя гиганты компании только и жалуются на УК, которые не перечисляют им деньги, переход на прямые договоры дается им тяжело. Именно поэтому этот законопроект уже долгие годы не двигался с места.  Теперь это право вето будет отменено.

Таким образом, при желании собственников многоквартирного дома перейти на прямые договоры минуя управляющую компанию, ресурсоснабжающая организация должна обеспечить реализацию таких расчетов в срок 3 месяца.

Переход на прямые договоры состоится в этом году

Законопроект, поддержанный Минстроем России, предлагает новый формат договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями.

С принятием законопроекта договор будет возможно заключить между ними напрямую, минуя управляющую компанию.

При этом договор по типовой форме, утвержденной Правительством РФ будет заключаться автоматически, без необходимости подписывать какие-либо документы. А «единым окном» по всем вопросам потребителя остается УК.

Переход на прямые договоры может быть осуществлен решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома или в принудительном порядке, в случае если судом зафиксирована двукратная задолженность управляющей компании перед ресурсоснабжающей организацией. Кроме того, законопроект сохраняет действие прямых договоров, заключенных потребителями с ресурсоснабжающими организациями ранее.

Исключение «права вето» ресурсоснабжающей компании на решение собственников о переходе на прямые договоры – это принципиальное условие обеспечения прав потребителя. В том числе, это поможет сделать рынок управления жильем экономически неинтересным для недобросовестных УК.

Которые ранее боролись за этот рынок лишь с целью обогащения на деньгах за коммунальные услуги. Теперь в случае принятие собственниками решения о переходы на прямые платежи, управляющие компания будут получать на свои счета денежные средства только за содержание и ремонт жилья. Эти средства являются малой частью всех собираемых средств в настоящий момент.

Те, кто не заинтересован заниматься только содержанием общего имущества дома могут уйти с рынка.

Данный законопроект направлен на создание прозрачной системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Исключение возможности утаивать на счетах управляющих компаний часть средств, причитающихся ресурсоснабжающим организациям, и общее укрепление платежной дисциплины.

Читайте также:  Основные правила при выборе дивана

data-full-width-responsive=»true»

Всё о расчётах за услуги ЖКХ без управляющих компаний

В конце марта этого года Госдума приняла закон о прямых расчетах с ресурсоснабжающими организациями (РСО)…

Переход на прямые договоры будет разрешен

Так, с апреля 2018 года собственники квартир могут заключать договоры об оказании услуг ЖКХ, минуя управляющие компании (УК).

Портал недвижимости superrielt.ru выяснил, с какой целью приняты эти изменения, как заключить прямой договор с РСО и какую выгоду при этом получат потребители.

Почему жильцам разрешили рассчитываться напрямую с РСО

Таким способом власти решили бороться с долгами управляющих компаний перед РСО. Как сообщают в Минстрое, на сегодняшний день сумма такого долга управляющих компаний составляет 250 миллиардов рублей. Причем УК собрали эти деньги с жильцов, но так и не перечислили РСО.

Осенью 2017 года глава российского правительства Дмитрий Медведев в ходе встречи со своими заместителями заявил, что сложившаяся ситуация с долгами возмутительна, поскольку люди своевременно рассчитываются за услуги ЖКХ, а по вине недобросовестных УК дом лишают теплоснабжения.

На ежегодной пресс-конференции Владимир Путин также заявил, что УК необходимо отрезать от денежного потока, так как они далеко не всегда рассчитываются вовремя и не перечисляют деньги в полном объеме.

За какие услуги ЖКХ теперь можно будет рассчитываться напрямую

Согласно закону, граждане могут заключать договоры на прямую оплату горячего и холодного водоснабжения, отопления, водоотведения, а также на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора). За газ и электричество россияне уже рассчитываются, минуя управляющие компании.

Обязательно ли переходить на прямые договоры с РСО

Нет, это делать не обязательно. Если жильцы довольны работой УК или товарищества собственников жилья, они могут платить за услуги ЖКХ по старой схеме. Но важно, чтобы у УК не было долгов перед РСО, иначе ресурсники откажутся от ее услуг в одностороннем порядке.

Если жильцы заплатили за два месяца, но эти деньги так и не были перечислены РСО, то ресурсники по решению суда или по акту сверки могут перейти на получение оплаты от собственников напрямую.

Может ли собственник квартиры самостоятельно отказаться от посреднических услуг УК

Нет, один человек не может заключить прямой договор с РСО. Такое решение должно быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Для перехода на прямые договоры необходимо согласие собственников как минимум половины имущества дома.

Когда такое решение будет принято, жильцы должны принести его копию и копию протокола собрания собственников в РСО. Подписывать договор не нужно – он будет заключен автоматически после предоставления документов.

Сколько длится переход к прямой оплате

Если переход происходит по инициативе жильцов, то у РСО есть до трех месяцев на подготовку прямых расчетов с этим домом.

Если же договор с управляющей компанией расторгнут по инициативе РСО, то переход на прямые расчеты с жильцами должен состояться в течение 30 дней со дня, когда уведомление об одностороннем отказе от услуг было направлено в УК.

Какие изменения ожидают потребителей услуг

По идее, на практике для потребителей ничего не изменится. Но благодаря новому механизму можно быть уверенным, что выплаченные средства дошли до поставщика ресурсов, а не осели в УК и используются не по назначению.

Повлияет ли прямая оплата на стоимость коммунальных услуг

Нет, стоимость услуг при переходе на прямые расчеты останется прежней. Возрастание тарифов будет обычным – сейчас в среднем по России это 4% в год.

Какие последствия перехода на прямые расчеты для УК

Минстрой прогнозирует, что после перехода на прямые расчеты с РСО с рынка ЖКХ вынуждены будут уйти примерно 30% управляющих компаний. По словам главы Минстроя Михаила Меня, это как раз компании, использовавшие деньги не по назначению, то есть зарабатывали не на управлении жильем, а на управлении деньгами.

Переход на прямые договора — Физическим лицам

В связи с изменениями жилищного законодательства с 03.04.2018 собственники помещений в многоквартирных домах (МКД) наделены правом перехода на прямые договоры — договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг — с ресурсоснабжающими организациями (РСО).

Одновременно ресурсоснабжающим организациям также предоставлено право одностороннего отказа от заключенного с исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК и т.п.) договора ресурсоснабжения и заключения прямого договора с каждым собственником помещения в многоквартирном доме.

Односторонний отказ РСО от заключенного с исполнителем коммунальных услуг договора допустим при наличии у последнего задолженности, равной или превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения.

При переходе на прямые договоры отношения по поставке коммунальных ресурсов в помещения МКД возникают непосредственно между каждым из собственников помещений и ресурсоснабжающей организацией, минуя управляющую организацию дома.

Основания и процедура перехода на прямые договоры предусмотрены ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ.

Для перехода на прямые договоры по инициативе собственников помещений МКД необходимо на общем собрании принять решение о заключении собственниками помещений прямых договоров непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. В протоколе общего собрания собственников помещений также должна быть отражена дата перехода на «прямые» договоры.

При принятии соответствующего решения прямые договоры с каждым собственником помещения в МКД будут считаться заключенными с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в МКД. При этом РСО вправе перенести указанный срок, но не более, чем на три календарных месяца.

Прямые договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством РФ (а до их утверждения – в соответствии с нормами жилищного законодательства), при этом заключение договора в письменной форме не требуется (ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ).

Уведомления о переходе на прямые договоры по инициативе ПАО «МОЭК»

  • Нормативно-правовая база:
  • Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ
  • Приказ Минстроя России № 44/пр

Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 897

  1. Типовой договор на оказание коммунальных услуг физическим лицам
  2. Документы, необходимые для перехода на прямые договоры по инициативе собственников:
  3. Алгоритм проведения общего собрания собственников помещений
  4. Инструкция по оформлению протокола
  5. Протокол общего собрания
  6. Добро пожаловать в ПАО «МОЭК»!

Прямой договор с ресурсоснабжающей организацией. Заключать ли?

3 апреля 2018 года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, позволяющие собственникам помещений в МКД заключить прямой договор с каждой ресурсоснабжающей организацией о предоставлении коммунальных услуг (договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения) и договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (письмо Минстроя России от 4 мая 2018 г. № 20073-АЧ/04).

В связи с большим количеством поступивших в Минстрой России обращений, специалисты Министерства высказали свою позицию по ряду вопросов, связанных с заключением таких «прямых» договоров (далее – прямые договоры).

В частности, в письме подробно разъяснен механизм защиты граждан от получения «двойных» квитанций на оплату коммунальных услуг после перехода на прямые договоры.

В случае, если после заключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией последняя продолжает выставлять плату за коммунальные услуги, она должна будет уплатить потребителям, которым были представлены такие платежные документы, штраф.

Кроме того, специалисты Министерства отметили, что при заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация и именно на нее возлагается обязанность по представлению платежных документов потребителям.

Поэтому выставление платежек лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в этом случае является нарушением лицензионного требования. Лицензионный контроль в отношении управляющих организаций осуществляется органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации.

Отвечая на вопрос о разграничении зон ответственности управляющей организации и РСО в случае заключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией при предоставлении некачественных коммунальных услуг, Минстрой России указал следующее.

Лицо, осуществляющее управление МКД, выступает «единым окном» для приема жалоб потребителей на нарушение качества предоставляемых коммунальных услуг и отвечает за качество таких услуг внутри многоквартирного дома в части надлежащего содержания внутридомовых инженерных коммуникаций.

Ресурсоснабжающая организация отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.

  • Также в письме пояснено, что плата за общедомовые нужды при переходе на прямые договоры выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление МКД, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения.
  • На вопрос о том, как будет осуществляться передача показаний индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета при переходе на прямые договоры, Минстрой России ответил, что предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками/ нанимателями) и коллективных (общедомовых) приборов учета, должны лица, осуществляющие управление МКД.
  • Приведены ответы на ряд иных вопросов.
  • Так, например, отмечено, что ресурсоснабжающая организация не обязана получать согласие собственников помещений в многоквартирном доме для реализации права на односторонний отказ от исполнения договора ресурсоснабжения, заключенного с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в связи с наличием у последнего задолженности перед РСО.
Читайте также:  Сантехника для вашего комфорта

В отношении данного основания расторжения договора ресурсоснабжения Минстрой России также пояснил, что юридически значимым в этом случае является размер задолженности за коммунальный ресурс, используемый в целях предоставления коммунальной услуги. Наличие задолженности за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в МКД, не является основанием для одностороннего отказа РСО от исполнения договора ресурсоснабжения.

Также Минстрой России указал, что принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о заключении прямого договора с РСО, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.

По материалам информационного портала ГАРАНТ.РУ

О разъяснениях минстроя россии по заключению прямых договоров между собственниками помещений в мкд и ресурсоснабжающими организациями

 3 апреля 2018 года вступили в силу  изменениния  в Жилищный кодекс РФ, позволяющие собственникам помещений в МКД заключать договоры предоставления коммунальных услуг (договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения) и договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В связи с  этим Минстрой России  в письме от 4 мая 2018 года № 2073-АЧ/04       разъяснили  некоторые  вопросы, связанные с заключением «прямых» договоров. В частности, Минстрой России указал, что принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о заключении прямого договора с РСО, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.

В письме  дано разъяснение, что плата за общедомовые нужды при переходе на прямые договоры выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление МКД, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения.

Отвечая на вопрос о том, как будет осуществляться передача показаний индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета при переходе на прямые договоры, Минстрой России ответил, что предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками/ нанимателями) и коллективных (общедомовых) приборов учета, должны лица, осуществляющие управление МКД.

Освещен также  вопрос о разграничении зон ответственности управляющей организации и РСО в случае заключения прямого договора при предоставлении некачественных коммунальных услуг,  Указано , что лицо, осуществляющее управление МКД, выступает «единым окном» для приема жалоб потребителей на нарушение качества предоставляемых коммунальных услуг и отвечает за качество таких услуг внутри многоквартирного дома в части надлежащего содержания внутридомовых инженерных коммуникаций. Ресурсоснабжающая организация отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.

Минстроем подробно разъяснен механизм защиты граждан от получения «двойных» квитанций на оплату коммунальных услуг после перехода на прямые договоры.

В случае, если после заключения прямого договора управляющая организация продолжает выставлять плату за коммунальные услуги, она должна будет уплатить потребителям, которым были представлены такие платежные документы, штраф.

Кроме того,  отмечено, что при заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация и именно на нее возлагается обязанность по представлению платежных документов потребителям.

Поэтому выставление платежек лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в этом случае является нарушением лицензионного требования. Лицензионный контроль в отношении управляющих организаций осуществляется органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 мая 2018 г. N 20073-АЧ/04
«Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

Как домам с ИТП перейти на прямые договоры с поставщиками ресурсов

Минстрой РФ в письме от 07.05.2018 № 20237-ОГ/04 объяснил, что дома с нецентрализованной системой ГВС не могут заключить прямые договоры с РСО. Читайте в данной статье о том, как это всё-таки можно сделать по мнению практикующего юриста Елена Шерешовец, директора СРО «КИТ» и члена Экспертного совета Государственной Думы РФ.

Почему собственники в домах с ИТП не могут заключить прямые договоры

При нецентрализованной системе горячего водоснабжения ресурсоснабжающие организации поставляют в дом коммунальные ресурсы: холодную воду, или теплоноситель, и тепловую энергию для её подогрева (ч. 12 ст. 2, ч. 1 ст. 7 № 416-ФЗ, пп. «б» п. 4 ПП РФ № 354).

Подогрев производится уже на индивидуальном тепловом пункте многоквартирного дома исполнителем коммунальной услуги по ГВС – с помощью поставленных в дом электроэнергии, газа или теплоэнергии (ст. 157. 2 ЖК РФ).

В отношении таких домов устанавливаются двухкомпонентные тарифы на горячее водоснабжение. Размер платы за ГВС рассчитывается исходя из суммы стоимости холодной воды, предназначенной для подогрева, и стоимости тепловой энергии, используемой на подогрев (п. 39 ПП РФ № 354).

В письме № 20237-ОГ/04 Минстрой РФ указал, что в таком случае РСО не оказывает коммунальную услугу по горячему водоснабжению, а только поставляет коммунальный ресурс для её производства. Следовательно, в доме с ИТП заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией на коммунальную услугу ГВС собственники не могут.

Когда закон допускает заключение прямых договоров в домах с ИТП

Елена Шерешовец напомнила, что нормативно-правовые акты РФ в некоторых случаях предусматривают заключение прямого договора с РСО собственниками помещений в домах с ИТП.

Это допустимо в следующих случаях:

  • в доме способ управления не выбран или не реализован (ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ);
  • в доме выбран непосредственный способ управления (ст. 164 ЖК РФ);
  • дом остался без управляющей организации, новая УО ещё не выбрана или не назначена по результатам открытого конкурса (п. 17 ПП РФ № 354).

В таких многоквартирных домах собственники заключают прямые договоры с РСО на тот вид коммунальной услуги, которая соответствует типу подаваемого организацией в дом ресурса. Это соответствует положениям п. 54 ПП РФ № 354.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при отсутствии централизованного ГВС определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения № 2 к ПП РФ № 354. В таком случае плата распределяется на две составляющие:

  • за объём холодной воды, которая использовалась для приготовления ГВС, – в составе платы за ХВС;
  • за тепловую энергию, использованную при подогреве, – в зависимости от её вида в составе платы за электро-, газо- или теплоснабжение.

Имеют ли право собственники в домах с ИТП заключить прямые договоры

Согласно п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме участники могут принять решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на услуги ХВС, ГВС, водоотведения, электро- и газоснабжения. В список договоров не входит прямой договор на поставку холодной воды с целью подогрева и приготовления горячей воды.

Однако, как показывают приведённые выше случаи, такие прямые договоры с РСО в многоквартирных домах с индивидуальными тепловыми пунктами существуют и не запрещены законодательством.

К тому же, согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, граждане свободны в реализации своих прав по заключению договоров, поскольку это соответствует постулату о необходимости беспрепятственного осуществления их прав.

Ограничение жилищных прав граждан возможно только для защиты конституционного строя, а также нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 1 ЖК РФ).

Заключение прямого договора не подпадает под перечисленные условия. Следовательно, права жителей дома с ИТП в этой ситуации не могут быть ограничены. Собственники имеют право перейти на прямой договор.

Как провести ОСС о переходе на прямой договор в доме с ИТП

Придя к выводу, что многоквартирные дома с нецентрализованной системой горячего водоснабжения имеют законное право перейти на прямой договор с РСО, Елена Шерешовец даёт собственникам и заинтересованным в таких договорах управляющим организациям следующие рекомендации:

1. Организуйте общее собрание собственников помещений в соответствии со ст. ст. 44 – 45 ЖК РФ.

2. Уделите особое внимание формулировке вопроса о переходе на прямые договоры в повестке ОСС.

Формулировка должна быть правильной, ведь в доме с ИТП действительно нельзя заключить прямой договор на горячее водоснабжение. Иначе поставщик ресурсов имеет законное право отказать собственникам.

Решение на ОСС принимается по следующим вопросам:

  • заключить договор на ХВС и водоотведения с ресурсоснабжающей организацией, которая подаёт холодную воду и оказывает услуги водоотведения, включив в условия договора предоставление коммунальных услуг по ХВС в целях приготовления горячей воды;
  • заключить договор теплоснабжения с РСО, осуществляющей подачу тепловой энергии (электроэнергии, газа), включив в договор условие предоставления соответствующей коммунальной услуги в целях приготовления горячей воды.
Читайте также:  МУПы и ГУПы будут упразднены

3. Укажите дату, с которого происходит переход на прямые договоры.

4. Оформите решение собрания в соответствии со ст. 46 ЖК РФ: направьте оригиналы протокола ОСС в орган ГЖН, а копии – в РСО. Разместите документы в ГИС ЖКХ (ч. ч. 1, 1.1 ст. 46 ЖК РФ).

РСО не имеет права вето на решение ОСС о переходе на прямой договор, и отказаться ей будет сложно. Закон разрешает поставщику ресурсов только переносить утверждённый собственниками срок заключения договора, но не более чем на три календарных месяца (ст. 157.2 ЖК РФ).

Если всё-таки РСО отказалась или уклоняется от заключения договора, то собственники могут понудить РСО заключить прямой договор в судебном порядке или обратиться в территориальный антимонопольный орган, указав на незаконный отказ РСО в заключении прямого договора (ч. 4 ст. 445 ГК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ).

По материалам портала РосКвартал.

Прямой договор заключение по 44 ФЗ 2021 г

Закажите бесплатную консультацию

И мы поможем вам в решении вашего вопроса

Подать заявку Ежедневно многие закупщики проводят заключение разного вида сделок, в основном которые находятся в рамках экономической деятельности. Прямой договор может быть заключен между заказчиком и подрядной компанией.

В права заказчика входят обязанности по заключению прямых договоров по работе связанной с монтажом оборудования, не взаимодействуя при этом с генподрядчиком, а напрямую с производителем оборудования или с подрядной организацией

С получения разрешения от генподрядчика заказчик может осуществлять заключение прямого договора для строительства объектов, которые имеют специальное назначение или на исполнение особых видов работ вместе со специализированной подрядной компанией.

Прямые закупки представляют собой заказ у единственного поставщика без организации и осуществления процедуры конкурса. Данная процедура полностью регламентирована ст 93 44 ФЗ. Наш «Центр» предоставляет услугу по комплексному сопровождению при участии в закупках на всех этапах.

При осуществлении малых закупок не требуется наличие обоснованности других способов выбора поставщика и цены контракта. Кроме того не является обязательным условием размещение на сайте ЕИС данной госзакупки.

Но все же заказчику лучше будет вносить сведения в журнал регистрации формы прямых договоров и иметь при себе всю необходимую документацию, которая может пригодиться, когда наступит момент подведения итогов финансового года. Также необходимо будет составить отчет и опубликовать его на сайте ЕИС. Переход на прямые договора, сумма которых составляет не более 100 млн руб заключаются, при условии того, что сумма объема закупок за год не будет больше 2 млн руб или не превышать 5 процентов от СГОЗ и иметь размер не больше 50 млн руб. Но имеющиеся ограничения годового объема не будут иметь значения для закупок, которые осуществляются заказчиками для обеспечения муниципальных потребностей сельских поселений. Контракт на сумму не более 100 тыс руб заключается при наличии в нем основания для совершения госзаказчиком заказа, при этом он должен соответствовать п 4 ч 1 ст 93 44 ФЗ Госзакупки, сумма которых не будет превышать 400 тыс руб проводят заказчики, выступающие в качестве гос и муниципальных учреждений культуры, работа которых заключается в сохранности и популяризации объектов наследия культуры и иные учреждения, которые указаны в п 5 ч 1 ст 93.Прямые договора с поставщиком могут быть заключены между заказчиком и подрядчиком в течение 2 месяцев с момента утверждения Государственного плана развития народного хозяйства. Подрядчик занимается формированием проекта договора и всех требующихся к нему приложений. Если подрядчик самостоятельно не может справиться с данными обязанностями, тогда он может привлечь субподрядные организации, чтобы последние смогли помочь в составлении одной из частей договора, которая будет касаться их деятельности. Более подробно о том как происходит заключение договора по 223 ФЗ смотрите в этой статье. В течение 15 дней после того как произойдет утверждение народнохозяйственного плана заказчик должен направить подрядчику ряд следующих документов:

  • титульный перечень капитального строительства;
  • технический проект со всеми материалами, которые прописаны в инструкции по созданию технической документации, акт об отводе земельного участка и др.

За один день после того как будет получена вся необходимая документация подрядчик обязан рассмотреть все материалы и представить заказчику проект договора.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

О переходе на "прямые договоры" с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг — новости — пресс-центр — главная — департамент государственного жилищного и строительного надзора свердловской области официальный сайт

6 июля 2018

О переходе на «прямые договоры» с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг

В апреле 2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым предусмотрена возможность перехода на «прямые» договоры между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями.

  • Переход на «прямые» договоры возможен в случае одностороннего расторжения ресурсоснабжающей организацией договора с управляющей организацией, а также в случае принятия решения на общем собрании собственников.
  • Разберем порядок одностороннего расторжения ресурсоснабжающей организацией договора с управляющей организацией.
  • Расторжение ресурсоснабжающей организацией договора с управляющей организацией в одностороннем порядке возможно при наличии подтверждённой задолженности за потребленные коммунальные ресурсы.
  • Задолженность должна быть признана управляющей организацией (по подписанному акту сверки задолженности) или подтверждена вступившим в законную силу решением суда (независимо от факта последующей оплаты данной задолженности), за исключением случая полного погашения данной задолженности до вступления в законную силу судебного акта.
  • В случае отказа со стороны ресурсоснабжающей организации от договора с управляющей организацией ввиду наличия задолженности, согласие собственников помещений в многоквартирном доме на заключение «прямого» договора не требуется.
  • Ресурсоснабжающей организацией необходимо соблюсти порядок уведомления о расторжении договора ресурсоснабжения, который предусматривает:
  • уведомление, направленное управляющей организации и органу государственного жилищного надзора об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления (в том числе с использованием ГИС ЖКХ);
  • уведомления, направленные собственникам помещений, путем: размещения в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом); опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления; размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ресурсоснабжающей организации; размещения в ГИС ЖКХ.

По истечение 30 дней с даты направления в управляющую организацию уведомления, договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в МКД, но продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В указанном случае «прямой» договор с собственниками помещений считается заключенным со всеми собственниками помещений в МКД одновременно на неопределенный срок. При этом форма договора будет утверждаться правительством Российской Федерации и заключения договора в письменной форме не требуется.

Таким образом, при соблюдении всех вышеперечисленных условий, ресурсоснабжающей организация имеет право выставлять собственникам (нанимателям) плату за потребные коммунальные услуги напрямую, минуя управляющую организацию, а управляющая организация, в свою очередь, лишается права выставлять собственникам (нанимателям) плату за потребленные коммунальные услуги (на индивидуальные нужды).

В целях информирования населения Свердловской области, Департамент на официальном сайте http://nadzor.midural.ru будет публиковать Реестр уведомлений, поступивших от ресурсоснабжающих организаций об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, направленных в адрес управляющих организаций.

Обращаем внимание, что в случае выставления управляющей организацией платы за коммунальные услуги после перехода на «прямые» договоры, управляющая организация будет обязана заплатить собственникам штраф в двукратном размере суммы, подлежащей уплате собственниками, согласно выставленным им документам.

Кроме того, выставление лицом, осуществляющем управление многоквартирным домом, платы за коммунальные ресурсы после перехода на «прямые» договоры с ресурсоснабжающими организациями является нарушением лицензионных требований и является основанием для принятия органами государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации мер реагирования в рамках осуществления лицензионного контроля.

Уважаемые жители, обращайте внимание на информационные объявления, размещенные на информационных стендах ваших многоквартирных домов, в целях определения надлежащего получателя денежных средств за оказанные коммунальные услуги.

Если же оплата собственником (нанимателем) произведена управляющей организацией, не имевшей право выставлять квитанцию за коммунальные услуги, повторно оплачивать в ресурсоснабжающую организацию плату за коммунальные услуги, внесенную по платежному документу в управляющую организацию, собственникам (потребителям) не придется, так как собственник (потребитель) будет признаваться надлежаще исполнившим обязанность по внесению платы за коммунальные услуги. В такой ситуации ресурсоснабжающая организация обязана взыскивать задолженность по оплате с управляющей организации. Тем не менее, во избежание споров, необходимо убедиться в надлежащем получателе платы.

  1. При переходе на «прямые» договоры ресурсоснабжения в обязанности лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, вменяется предоставление информации о показаниях индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.
  2. Плата за коммунальные ресурсы, потребленные в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, при переходе на «прямые» договоры по-прежнему будет выставляться лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом для последующего выставления собственникам помещений в многоквартирном доме.
  3. Назад к списку

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*