Порядок рассмотрения обращений граждан

Порядок рассмотрения обращений граждан Рабочая группа СПЧ подготовила проект федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» 1 . Документ опубликован для общественного обсуждения на официальном сайте совета.

Так, под обращением в документе понимается индивидуальное или коллективное заявление, предложение или жалоба заявителя, направленное им адресату в письменной форме либо в форме электронного документа, а также устно изложенное адресату, в том числе на личном приеме. В законопроекте даны определения каждому из видов обращений.

В качестве заявителей рассматриваются граждане и их объединения, юридические лица независимо от организационно-правовой формы, а в качестве адресатов обращений – госорган, орган местного самоуправления, их должностные лица, государственное и муниципальное предприятие, организация, учреждение, иная организация, осуществляющая публично значимые функции.

С правами граждан при обращении в органы государственной власти и местного самоуправления ознакомьтесь в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

  • права заявителя (включая право при направлении обращения прилагать к нему документы и материалы, давать пояснения по существу изложенных в обращении вопросов, знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, обжаловать принятое по обращению решение, действие или бездействие должностного лица и т. п.);
  • обязанности заявителя (например, уважать права, свободы и законные интересы других лиц при направлении обращения, а также направлять обращение от своего имени, а в случае обращения в интересах другого лица – указывать его данные);
  • гарантии безопасности заявителя в связи с его обращением (запрет преследования заявителя в связи с его обращением, запрет разглашения сведений из обращения без согласия заявителя);
  • права адресата (запрашивать сведения, необходимые для рассмотрения обращения в органах власти и организациях, привлекать заявителя к участию в рассмотрении его обращения, при необходимости обеспечить рассмотрение обращения с выездом на место и т. д.);
  • обязанности адресата (регистрировать поступившие обращения, полно, всесторонне, своевременно и объективно рассматривать их, давать законный и обоснованный мотивированный ответ заявителю и другие).

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

Также определен порядок подачи и рассмотрения обращений.

Согласно законопроекту, заявитель может направить письменное обращение адресату посредством почтовой, факсимильной, телеграфной связи, через приемную адресата, через специально обозначенный ящик для приема обращений, либо при личном приеме.

Электронное обращение может быть направлено в форме электронного документа на адрес электронной почты адресата, посредством личного кабинета заявителя на официальном сайте адресата или на портале единой системы обработки и хранения обращений.

Установлены требования к письменному или электронному обращению, порядок их регистрации и переадресации. Также адресат может организовать работу «горячей линии» или «телефона доверия» для приема устных обращений заявителей.

Что касается сроков рассмотрения обращений, то планируется, что адресат будет приступать к рассмотрению зарегистрированного обращения незамедлительно и рассматривать его не более 20 рабочих дней со дня регистрации.

В случае, если обращение не требует проведения проверки, истребования дополнительных материалов, оно будет рассматриваться в два раза быстрее (в течение 10 рабочих дней со дня его регистрации).

В исключительных случаях допускается продление срока рассмотрения обращения, но не более чем на 20 рабочих дней.

«Рассмотрение обращений заявителей осуществляется бесплатно, за исключением случаев, установленных федеральным законом», – содержится в тексте документа.

Отдельная глава в законопроекте посвящена порядку осуществления контроля и надзора за соблюдением порядка рассмотрения обращений.

В частности, прописан порядок обжалования решений, действий (бездействия), связанных с рассмотрением обращений граждан, предусмотрена ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

Также планируется сформировать единую информационную систему, обеспечивающую обработку и хранение обращений и ответов на них.

[3]

Предлагаемый федеральный закон планируется ввести в действие с 1 января 2016 года. В настоящее время действует Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

СПЧ ждет отзывов на законопроект и предложений по нему – их можно оставлять в х после текста документа.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 27 июля 2010 г., 7 мая, 2 июля 2013 г., 24 ноября 2014 г., 3 ноября 2015 г., 27 ноября 2017 г., 27 декабря 2018 г.

  • Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года
  • Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года
  • См. комментарии к настоящему Федеральному закону
  • Президент Российской Федерации
  • Законом урегулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, для рассмотрения которых установлен иной порядок. Порядок рассмотрения также распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Определяются требования, которые предъявляются к оформлению письменных обращений граждан, а также к обращениям, направляемым по информационным системам. Установлен исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению.

К ним относятся: анонимные обращения, за исключением сообщений о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, обращения, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан, повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматриваются в течение 30 дней. Регламентируется порядок действий органов власти и должностных лиц при поступлении обращений по вопросам, не относящимся к их компетенции. Устанавливаются общие правила ведения личного приема граждан.

  1. Установлена ответственность должностных лиц за нарушение порядка работы с обращениями граждан, а также предусмотрена возможность взыскания в судебном порядке с самих граждан расходов, понесенных в связи с проверкой их обращений, содержащих заведомо ложные сведения.
  2. Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
  3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 11 мая 2006 г. N 70-71, в «Российской газете» от 5 мая 2006 г. N 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060

  • Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 30, 33, 45, 55 (часть 3) и 76, в той мере, в какой они — в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, — препятствуют распространению положений настоящего Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями
  • В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
  • Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.
  • Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ
  • Изменения вступают в силу c 8 декабря 2017 г.
  • Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 305-ФЗ
  • Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
  • Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ
  • Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ
  • Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
  • Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте также:  Как получить комнату в коммуналке

[1]

О сроках рассмотрения письменного обращения граждан

Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») — основной действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан. 

  • Одним из важных вопросов, касательно порядка рассмотрения обращений граждан, является верное исчисление сроков их рассмотрения и получение ответа на них.
  • Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает конкретные сроки рассмотрения обращений граждан
  • Под сроком рассмотрения обращений граждан понимается предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, изложенных в обращении, и гражданину направлен ответ. 
  • Значение установленных сроков заключается в том, что они:

— устанавливают определенный временной режим для реагирования на обращения граждан;- способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его обращения, однако, с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей.

По общему правилу, — государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу предоставляется 30 суток со дня регистрации обращения для работы с ним.

Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не содержит точных правил исчисления установленных в нем сроков. При этом ч. 1 ст.

3 предусмотрено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, рассматриваемым Федеральным законом и иными федеральными законами.

Следовательно, при решении вопросов, не урегулированных Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должен быть применен системный подход к разрешению этих вопросов с применением, в частности, норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и других отраслей права.  

  1. Подробнее об этом здесь.
  2. Теперь, что касается 30-дневного срока рассмотрения письменного обращения.
  3. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
  4. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
  5. Как раз на случае этой переадресации обращения и стоит обратить особое внимание! 

На переадресацию должно уходить не более 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на переадресацию), при этом гражданину должны направить уведомление о том, что его обращение переслали в другой орган или другому должностному лицу, которые отвечают за решение вопросов. Но это не ответ, это лишь уведомление о перенаправлении.

  • В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или же соответствующим должностным лицам.
  • Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения
  • Подробнее о сроке, а точнее — о сроках:

3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение — это и есть законный срок рассмотрения обращений граждан (если не происходит перенаправлений обращения и т.п.). 

В случае перенаправления обращения этот срок незначительно увеличится согласно срокам на перенаправление, т.е. + 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление).

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч​. 2 ст​.

10 ​Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение​, ​​что подтверждается и судебной практикой.

Таким образом, с учетом требований статей 8, 10, 12​ Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

в случае, когда не требуется никаких пересылок, запросов и т.​п., срок рассмотрения составляет 33 дня (3 дня на регистрацию обращения + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). Без учета почтовой доставки. 

в случае, если ваше обращение перенаправляется в другой орган без дальнейших запросов куда-​либо, то срок рассмотрения составляет 43 дня (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление, затем опять 3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). ​То есть, к предыдущей схеме добавился срок на перенаправление и регистрацию у второго получателя. ​Без учета почтовой доставки.  в случае перенаправления ​обращения, ​с последующими запросами и уведомлением о продлении срока рассмотрения​:​ +30 дней к максимальному сроку, который ​рассчитан в​ыше, т.е. 43 дня + 30 дней = 73 дня​Без учета почтовой доставки. 

​Из личной практики следует, что довольно часто уведомления о продлении сроков отправляют​ся уже с нарушением сроков, т.к. это уведомление должно быть направлено до истечения первого срока рассмотрения обращения в 30 дней.​ 

Порядок рассмотрения обращений граждан

      Поступившие обращения граждан рассматриваются в течение 30дней со дня их регистрации.

      Если для рассмотрения обращения необходимо истребование дополнительных материалов или принятие других мер — сроки обращения могут быть продлены, но не более чем на 30 дней. В адрес заявителя направляется уведомление о продлении срока рассмотрения обращения, с указанием причин.

  •       Письменные обращения граждан по вопросам, не относящимся к компетенции Управления, в срок до семи дней со дня их регистрации в Управлении подлежат переадресации в соответствующий орган или соответствующим должностным лицам, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов, с уведомлением гражданина о переадресации обращения.
  •       Ответ на обращение не дается, если в нем не указана фамилия гражданина, направившего обращение, его почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
  •       Ответ на обращение направляется заявителю в письменном виде, по почтовому адресу, указанному в обращении.
  •       Ответ на обращение, поступившее в электронной форме по электронной почте или на официальный сайт Управления в сети Интернет,  направляется заявителю в письменном виде, по почтовому адресу, указанному в обращении, сканированная копия ответа в форме электронного документа направляется заявителю по адресу электронной почты
  •       Информация о персональных данных граждан, направивших  обращение, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о защите персональных данных. 

Административный порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц

  1.       В случае, если гражданин полагает, что его права и законные интересы нарушены, он вправе обжаловать решения, действия (бездействие) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, её территориальных органов  и должностных лиц, направив в Управление соответствующую жалобу.
  2.       При этом жалоба должна содержать просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (с обоснованием излагаемых доводов).
  3.       Жалоба, поступившая в Управление подлежит обязательному рассмотрению.
  4.       В случае необходимости должностное лицо, рассматривающее жалобу, может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

      Запрещается направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.

Если в соответствии с указанным запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в жалобе вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном судебном порядке.

   2.Если гражданин полагает, что нарушены его права и законные интересы при предоставлении Управлением государственной услуги, он может обжаловать решение и действие (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Памятка «порядок рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»

ПАМЯТКА

«Порядок рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»

Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» (далее – Закон) – единственный действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан.

В статье 33 Конституции РФ закреплено право на обращение.

Когда нарушается законодательство о правах и свободах человека и гражданина организацией, то за их защитой лицо может обратиться в органы государственной власти и местного самоуправления.

  • Какие права предоставлены гражданам действующим законодательством?
  • Граждане имеют право:
  • — обратиться как индивидуально, так и в группе с другими лицами (Коллективно); устно на личном приеме, письменно, направив обращение по почте или через Интернет;
  • — знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если оно не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;
  • — прекратить рассмотрение обращения по собственной инициативе, подав в орган, куда он направлял обращение, заявление в произвольной форме;
  • — обжаловать в вышестоящий орган или в суд принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения.
  • Что необходимо знать, чтобы своевременно получить ответ на свое обращение?
Читайте также:  Где заказать замену труб отопления

— указать в обращении Ф.И.О., почтовый адрес, по которому он ожидает ответ, или электронный адрес;

  1. — написать текст разборчивым почерком или напечатать его на компьютере, поставить подпись и дату;
  2. — в подтверждение изложенных доводов к обращению можно приложить документы или иные материалы.
  3. Что не допускается указывать в обращении?
  4. — выражать в обращении свои гневные чувства по отношению к какому-либо должностному лицу или деятельности органа в целом, употреблять нецензурные либо оскорбительные выражения, угрожать жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи.
  5. В случае получения такого обращения государственный орган или орган местного самоуправления вправе оставить его без ответа по существу поставленных в нем вопросов.
  6. Какие сроки установлены для рассмотрения обращений граждан?
  7. Регистрация обращений производится в течение 3 дней с момента его поступления.

Установленный срок рассмотрения письменного обращения – 30 дней с момента регистрации обращения в органе. В исключительных случаях этот период может быть увеличен руководителем органа еще на 30 дней. О продлении срока рассмотрения обращения гражданин должен быть уведомлен.

Какая ответственность установлена за ненадлежащее рассмотрение обращений граждан органами государственной власти и органами местного самоуправления?

Статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан».

  • Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, —
  • влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  • Куда обращаться гражданам в случае нарушения их прав при рассмотрении обращений?
  • Обжаловать ответы органов государственной власти или органов местного самоуправления граждане могут в вышестоящую организацию вышестоящему должностному лицу.

В случае нарушения порядка рассмотрения обращения возбудить дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ вправе прокурор.

Сроки рассмотрения обращений:

Срок Действие статья 59-ФЗ, регулирующая данную обязанность Примечание.
1. 3 дня Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.  часть 2 ст. 8 Закона Необходимо вести журнал регистрации обращений граждан
2. 5 дней Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. часть 3.1 статьи 8 Закона С обязательным уведомлением заявителя о направлении обращения для рассмотрения!!!
3. 7 дней Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.  часть 3 ст. 8 Закона С обязательным уведомлением заявителя о направлении обращения для рассмотрения в другой орган
4. 7 дней Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.  часть 2 статьи 11 Закона
5. 7 дней В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение. часть 4 статьи 11 закона (если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению).
6. 15 дней Орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения часть 2 статьи 10 Закона (за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну) 
7. 30 дней Письменное обращение, поступившее в  орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.  часть 1 статьи 12 Закона
8. 30 дней В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней.  часть 2 статьи 12 Закона С обязательным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения обращения!

Перечень контрольных, надзорных и государственных органов, правомочных рассматривать наиболее актуальные обращения граждан.

Наименование функции руководитель контакты
Государственная жилищная инспекция Вологодской области осуществляет надзор за соблюдением прав и законных интересов граждан и юридических лиц в жилищной сфере на территории Вологодской области (включая соблюдения требований по порядку предоставления коммунальных услуг, содержания общего имущества, обоснованности установления, изменения, расчета платы за коммунальные услуги) Токарев Виктор Васильевич г. Вологда, Предтеченская ул, д. 19

Обзор изменений законодательства о порядке рассмотрения обращений

Неотъемлемое право каждого гражданина России на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено Конституцией Российской Федерации. Соблюдение права на обращение гарантировано обязанностью органов государственной власти и местного самоуправления рассмотреть заявление и дать на него ответ.

Основные требования к рассмотрению обращений граждан урегулированы Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).

Учитывая новые технологии в области электронного документооборота, законодателем внесены изменения в вышеназванный закон, касающиеся электронных заявлений граждан.

            Так, частью 3 статьи 7 Закона № 59-ФЗ предусматривалось рассмотрение обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления в форме электронного документа, в порядке, установленном законодательством о рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, где гражданин помимо прочего обязательно указывал либо адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, либо почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. При этом гражданин мог приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

            Изменения, внесенные в данную норму, строго определили, что гражданин, направляя обращение в форме электронного документа, прикладывает необходимые документы только в электронной форме и указывает адрес электронный почты, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о принятом решении.

            Дополнительно внесены изменения в часть 4 статьи 10 Закона № 59-ФЗ относительно получения гражданином ответа из государственного органа, органа местного самоуправления или от должностного лица на обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в том числе, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц. В таком случае ответ может быть размещен на официальном сайте государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

            Также законом предусмотрено, что гражданин может обратиться в соответствующий орган по поводу места нахождения такой информации на официальном сайте органа.

Такое обращение регистрируется в органе и в течение 7 дней гражданину сообщается электронный адрес официального сайта, где он может ознакомиться с ответом на свой вопрос, при этом ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в письменной форме.

            Изменения также коснулись сокращения срока принятия решения по обращениям граждан в сфере миграции (части 3.1 статьи 8 и части 1.1 статьи 12 Закона № 59-ФЗ).

Так, письменное обращение по фактам возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции в течение пяти дней со дня регистрации направляется в уполномоченный орган, осуществляющий контроль, надзор и оказание государственных услуг в указанной сфере, т.е. Управление по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю, а также высшему должностному лицу субъекта, т.е. губернатору края. Рассматривается такое обращение в течение 20 дней со дня его регистрации, тогда как ранее срок рассмотрения для таких обращений составлял 30 дней, а перенаправление обращения в уполномоченный орган осуществлялось в течение 7 дней.

Читайте также:  Правительство будет следить за энергоэффективностью домов

ЕЛЕНА ХОХЛОВА, ПОМОЩНИК ПРОКУРОРА КРАЯ ПО РАССМОТРЕНИЮ ОБРАЩЕНИЙ И ПРИЕМУ ГРАЖДАН

            Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное  решение» выпуск № 01 (195) дата выхода от 21.01.2019.

Закон

Гражданин Российской Федерации имеет право обратиться в любые государственные и муниципальные органы и организации, на которые возложены функции регулирования и/или контроля определенных сфер жизни и деятельности общества, или к их должностным лицам.

Обращаться гражданин имеет право, в том числе, за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Обращение может быть как индивидуальным, то есть исходящим от одного человека, так и коллективным, то есть исходящим от группы лиц.

Обращение может быть либо «личным», когда гражданин приходит на прием и в устно объясняет цель своего визита, либо письменным, то есть в виде документа, отправляемого либо по почте, либо нарочным в канцелярию или секретарю. Можно также направить обращение в форме электронного документа.

По нашему мнению, письменное обращение во много раз более эффективно, чем устное.

Требования к письменному обращению

Закон предъявляет определенные требования к письменному обращению граждан.

Так, в обязательном порядке нужно указать, куда или кому направляется обращение, а именно — указать наименование государственного органа или органа местного самоуправления или фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо хотя бы должность этого лица Также в обязательном порядке указываются свои данные – ФИО и почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения (в случае обращения в форме электронного документа можно указать или почтовый адрес, если вы желаете получить ответ по почте, или адрес электронной почты, если достаточно ответа в электронном виде). Текст обращения должен содержать суть предложения, заявления или жалобы, с которыми хочет обратиться гражданин. При этом почерк, если обращение написано от руки, должен быть разборчив. Если текст нечитабелен (по любым причинам), орган или лицо, кому было направлено обращение, имеют право не отвечать и освобождаются в этом случае от ответственности. Такая же судьба постигнет обращение, содержащее оскорбления и/или нецензурные выражения, а также угрозы в адрес должностных лиц и/или членов их семей. Под текстом обращения в обязательном порядке следует проставить личную подпись (кроме электронного документа) и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к обращению можно приложить документы и материалы либо их копии. Если вы посылаете электронный документ, то к нему вы можете прикрепить отсканированные копии документов, либо направить копии отдельно по почте.

Порядок направления письменного обращения

Письменное обращение может быть направлено любыми способами и при помощи любых средств связи, дающих возможность направить документ. Однако при этом желательно иметь подтверждение того, что это обращение было получено адресатом.

Наиболее удобными и распространенными являются уже упомянутые выше способы: по почте или нарочным в канцелярию или секретарю. Также довольно распространенным становится обращение через сайты соответствующих органов, на которых организуются для этих целей специальные разделы.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Любое обращение, официально поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Безусловно, направлять письменное обращение следует непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Однако если обращение не соответствует компетенции органа или должностного лица, которому оно поступило, такое обращение подлежит переадресации в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых решение поставленных в обращении вопросов входит. Перенаправить такое обращение должны в течение 7 дней со дня его регистрации. Гражданина, направившего данное обращение, обязаны уведомить о том, что его обращение было перенаправлено.

Также бывают случаи, когда поставленные в обращении вопросы относятся к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, т.к. нередко их компетенции пересекаются.

В таком случае получивший обращение орган или лицо обязаны направить копию обращения в течение 7 дней со дня его регистрации в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Гарантии безопасности граждан, направивших обращение

Закон предусматривает определенные меры защиты граждан, направивших обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

К таким мерам защиты относится, в первую очередь, запрет на преследование гражданина в связи с его обращением с критикой деятельности указанных органов или должностного лица, либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов, либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Кроме того, при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, если только сам гражданин не дал на то согласия.

Однако следует иметь в виду, что по закону не является разглашением сведений перенаправление (или направление копии при перекрестной компетенции) письменного обращения гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Права граждан при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: — представлять дополнительные документы, а также в случае затруднений с получением этих документов обращаться с просьбой об их истребовании; — знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения. Данное право, однако, имеет некоторые ограничения. В ознакомлении с материалами может быть отказано, если они затрагивают права, свободы и законные интересы других лиц, или если в указанных документах и материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

получить письменный ответ по сути обращения. Для этого в обращении обязательно должны быть указаны ФИО гражданина и адрес для направления ответа. В противном случае ответ не направляется. И именно поэтому, как уже упоминалось выше, письменное обращение более эффективно;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; — обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Обязанности органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающего обращение

  • При рассмотрении обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо выполняет следующие функции: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
  • уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Сроки рассмотрения обращений

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена административная ответственность. Эта ответственность предусмотрена ст. 5.59 КоАП РФ.

Ответственность заключается в административном штрафе в размере 5-10 тысяч рублей.

ЕСЛИ ВАШИ ПРАВА БЫЛИ НАРУШЕНЫ, СООБЩИТЕ ОБ ЭТОМ подать жалобу

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*