Правительство будет следить за энергоэффективностью домов

Министерство экономики подготовило обновленный план снижения энергоемкости экономики России. Как государство будет повышать энергоэффективность зданий, ЖКХ, промышленности и транспорта, анализирует портал ОКНА МЕДИА. 

План повышения энергоэффективности РФ до 2030 года

Министерство экономики подготовило обновленный план по повышению энергоэффективности экономики РФ. 11 августа 2020 года проект плана Правительством был направлен в Федеральные исполнительные органы власти на согласование.

Цель обновленного плана – снижение энергоемкости ВВП России к 2030 году на 35% по отношению к 2017 году за счет повышения энергоэффективности экономики. Из них на 20% потребление энергоносителей можно снизить за счет использования современных технологий.

Самыми энергозатратными секторами экономики – 85% от общего потребления топловно-энергетических ресурсов, согласно документу, являются 4 сектора экономики: ЖКХ, электро- и теплоэнергетика, обрабатывающая промышленность.Правительство будет следить за энергоэффективностью домов сектора экономики, на которые направлена программа повышения энергоэффективностиВ вышеупомянутых секторах предполагается создание энергосберегающих механизмов обновления и повышения энергоэффективности.Правительство будет следить за энергоэффективностью домов механизмы повышения энергоэффективности наиболее энергоемких секторов экономикиЭто позволит сократить потребление энергетических ресурсов не только в существующей экономической ситуации, но в условиях экономического роста.

В комплексном плане обозначены мероприятия, сроки внедрения и ожидаемые результаты. 

Большое внимание в плане уделено сектору «Здания и ЖКХ», занимающему 17% от потребления всех энергоресурсов.

Повышение энергоэффективности зданий в жилищном секторе

Ситуация в жилищном секторе с точки зрения энергоэффективности выглядит не лучшим образом. Более половины эксплуатирующихся многоквартирных домов (МКД) являются неэнергоэффективными и потребляют в 2 раза больше энергии, чем современные здания.Правительство будет следить за энергоэффективностью домов характеристики сектора «Здания и ЖКХ» с точки зрения энергопотребления и энергоэффективности*МКД – многоквартирные дома

  • Для повышения энергоэффективности существующего и строящего жилого фонда предлагается установить новые требования для строительства и проведения капремонтов.Правительство будет следить за энергоэффективностью домов план повышения энергоэффективности нового строительства*МКД – многоквартирные дома
  • План предусматривает запрет на строительство неэнергоэффективного нового жилья и поощряет возведение энергоэффективного.
  • Капитальный ремонт домов, согласно плану, должен обеспечить уровень энергоэффективности не ниже класса «С».Правительство будет следить за энергоэффективностью домов план повышения энергоэффективности эксплуатируемыз МКД при капремонте*МКД – многоквартирные дома
  • Новостройкам и эксплуатируемым домам после проведения капремонта будут присваиваться классы энергоэффетивности, что давно стало нормой в мировой практике.
  • Важным моментом обновленного плана является – требования 100% приборного учета потребления энергоресурсов с автоматизированной системой передачи данных.

Также предъявляются новые требования к повышению энергоэффективности тепловых сетей с целью снижения потерь. Предусмотрена модернизация энергосервисной деятельности. Важнейшей составляющей является – стимулирование инвестиций в энергосбережение и расширение господдержки в этой сфере.

Кто не заинтересован в повышении энергоэффективности России?

В повышении энергоэффективных зданий и снижения теплопотерь не заинтересованы:

  • Энергосбытовые и добывающие компании. «Обогрев улицы» создает повышенный спрос на энергоносители добывающих и сбытовых компаний. У них нет стимулов для сокращения теплопотерь. Осуществление планов по энергоэфективности может к 2030 году освободить около 140 млн тонн условного топлива, которое нужно будет куда-то сбывать.
  • Управляющие компании. Недоработки в своей работе они «переваливают на плечи» жильцов, которые вынуждены получать платежки с повышенной оплатой;

Энергоэффективность и сокращение парниковых газов

С 2019 года Россия является участником «Парижского соглашения по климату», согласно которому страна обязуется сократить выбросы углекислого газа. Но «Парижское соглашение» не может служить барьером на пути экономического развития РФ.

В любом случае повышение энергоэффективности экономики приведет к снижению парниковых газов и экономии 140 млн т. условного топлива или 280 млн т. СО2.

Мировая практика в строительстве энергоэффективных домов

В развитых странах около 50% энергии потребляют жилые дома, поэтому энергосбережению уделяется большое внимание.

В энергоэффективном доме комфортные условия проживания поддерживаются за счет высокой герметизации здания, применения альтернативных источников энергии без использования традиционных систем отопления. Энергоэффективные дома классифицируются, исходя из объемов энергопотребления.

Классификация энергоэффективных зданий в зависимости от энергопотребления

Потребление энергии, кВт * ч/м2 Категория дома
Менее 90 Энергоэффективный
Менее 45 Энергопассивный
Менее 15 «Нулевого» потребления (требуется только энергия для подготовки горячей воды)

Пионером в энергоэффективных зданиях стало офисное здание в Манчестере (США), построенное в 1974 году.Правительство будет следить за энергоэффективностью домов первое в мире энергоэффективное здание в МанчестереВ нем были использованы следующие энергоэффективные решения:Правительство будет следить за энергоэффективностью домов энергосберегающие технологии в офисном здании в Манчестере (США)

Строительство энергоэффективных зданий получило широкое распространение в Европе. Лидерами в этом вопросе являются: Германия, Финляндия и Дания.

В таких домах используется комплекс энергосберегающих технологий.Правительство будет следить за энергоэффективностью домов технологии энергоэффективных зданийТакие технологии позволяют в климатических условиях Центральной Европы строить дома с «нулевым» энергопотреблением (менее 15 кВт * ч/м2), что существенно, ниже чем, к примеру, в обычном кирпичном доме.

Объем потребления энергоносителей 

Кирпичный дом Потребление энергии, кВт * ч/м2
В России 400-600
В Европе 250-350

Энергоэффективные дома в России

В 2001 году в России был построен 1-й энергоэффективный жилой дом в Москве. В нем были использованы следующие технологии:

  • Фасад с повышенной теплозащитой;
  • Горячее водоснабжение подавалось с помощью теплонасосов, использующих тепло грунта и теплого воздуха от вытяжной вентиляции;
  • Регулируемое поступление тепла в квартирах;
  • Поквартирный учет энергопотребления.

Правительство будет следить за энергоэффективностью домов первый энергоэффективный дом в России в МосквеНесмотря на то, что с этого времени прошло почти 20 лет, энергоэффективные дома не получили пока широкого распространения в стране.

Проблемы энергоэффективных домов

У энергоэффективных домов есть свои недостатки:

  • Проблема качества воздуха. Высокая герметичность и использование искусственных строительных материалов, которые выделяют в воздух вредные для здоровья вещества;
  • Более высокая цена. Цена дома с «нулевым» энергопотреблением за 1 м2 дороже, в среднем, на 12%. Но затраты окупятся уже через 7-10 лет. При массовой застройке стоимость энергоэффективных домов будет снижаться.

Требуется высокая квалификация проектировщиков, а также строителей. Малейшее несоблюдение технологии строительства, например, неплотности или пропуски в теплоизоляции, неизолированная перемычка и прочее, сведет на нет все даже самые прогрессивные проектировочные решения и другие работы по теплоизоляции дома.

Окна энергоэффективных домов

Важнейшей составляющей энергоэффективного дома являются теплосберегающие окна. Через обычные окна проходят самые большие теплопотери здания (до 40%).

Интересен опыт зарубежных стран в проектировании окон для энергэффективных домов. Наиболее подходящим вариантом для России может стать опыт Канады. К примеру, в Канаде построили энергоэффективные дома для климатических условий с расчетной температурой -34,5 0С (6100 градусо-суток отопительного периода). Для сравнения, это приблизительно показатели Тюмени или Верхнеуральска.

Энергоэффективные технологии, используемые в таких домах, изображены на схеме ниже.Правительство будет следить за энергоэффективностью домов энергосберегающие технологии при строительстве энергоэффективных домов в КанадеТакой дом по смете компании дороже обычного на 3-5%.

Если вернуться к опыту европейских домов с «нулевым» потреблением тепла, то в них используется следующая конструкция стеклопакета:

  • 2-камерный стеклопакет (3 стекла);
  • Стекла с низкоэмиссионным покрытием (теплосберегающие);
  • Между стеклами находится инертный газ, чаще аргон.
Теплозащитные свойства окна во многом зависят от конструкции стеклопакета, который занимает около 70% площади окна.

Теплопроводность окна с таким стеклопакетом составляет не более 0,8 Вт/м2 * К (в российской терминологии: сопротивление теплопередаче выше 1,2 0С * м2/Вт).

Судя по общим теплозащитным характеристикам окна, приведенным выше, к примеру, для пластикового окна здесь должен применяться оконный профиль толщиной 80 мм и выше.

В итоге

Внедрение в жизнь плана по повышению энергоэффективности позволит начать обновление и модернизацию важных секторов экономики: ЖКХ, энергетика, транспорт, промышленность. Также создаст задел для внедрения в строительстве и других секторах экономики современных энергосберегающих технологий, без которых «экономика не сможет быть экономной».

Правительство объяснило, как повысить энергоэффективность многоквартирных домов — Новости ЕРЗ.РФ

Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил комплексный план мероприятий по повышению энергоэффективности.

Правительство будет следить за энергоэффективностью домов

www.nar.ru

«Как известно, мы в этой сфере, по части энергоэффективности, сильно отстаем от лидерских позиций, у нас здесь огромный потенциал», — сказал Дмитрий Медведев в ходе совещания с вице-премьерами. По мнению главы Кабмина, его раскрытие позволит сэкономить энергоресурсы, повысить производительность, конкурентоспособность, снизить издержки энергетических компаний.

«Эти задачи будут решаться в комплексе, с применением мер государственного регулирования и стимулирующих мер», — пояснил Медведев.

Правительство будет следить за энергоэффективностью домов

Он рассказал, что план включает в себя действия по повышению энергоэффективности регулируемых инфраструктурных компаний, предприятий промышленности, организаций бюджетной сферы и многоквартирных домов. «Это направления, где энергоэффективность пока оставляет желать лучшего, где велики потери в сетях, где есть возможность оптимизации», — добавил премьер.

Вице-премьер Аркадий Дворкович пояснил, что в отношении жилых многоквартирных домов речь идет о регулировании режимов электро-, тепло- и водоснабжения, а также об эффективном применении современных приборов учета.

По его словам, за 10 лет энергоэффективность в России повысилась на 13%. «До 2025 года повышение эффективности должно составить как минимум 12%, я считаю, можно достичь и лучших показателей, до 2030 года — не менее 23%, но должны стремиться к цифре 30% повышения эффективности к 2030 году», — сказал Аркадий Дворкович (на фото).

Правительство будет следить за энергоэффективностью домов

www.belnovosti.by

Он отметил, что наибольшее увеличение эффективности можно получить в электроэнергетике и теплоэнергетике. По его словам, для реализации этих планов предусматриваются дополнительные меры, в том числе типовые банковские продукты, облегчение доступа к энергосервисным контрактам, льготы, включая налоговые, и штрафные санкции за неисполнение соответствующих требований.

Читайте также:  Закон о капитальном ремонте №271 от 25.12.2012

Напомним, что 10 апреля Госдума приняла в третьем чтении законопроект, наделяющий Правительство РФ правом выработки единых требований к программам по энергосбережению и повышению энергоэффективности организаций с участием государства.

Кроме того, 6 апреля вступил в силу приказ Минстроя РФ об утверждении требований в сфере энергетической эффективности. Как объяснил порталу директор Института инженерно-экологического строительства и механизации ФГБОУ ВО НИУ «МГСУ», к.т.н. Кирилл Лушин, этот приказ трудновыполним, поэтому через несколько лет документ будет скорректирован, дал прогноз эксперт.

Правительство будет следить за энергоэффективностью домов

www.gidroguru.com

  • Другие публикации по теме:
  • Эксперт Кирилл Лушин (МГСУ): В приказе Минстроя о повышении энергоэффективности новостроек на 50% за 10 лет цифры просто взяты с потолка
  • Чем не устраивает строительное сообщество Свод правил «Тепловая защита зданий»: комментарий эксперта
  • Проектная документация расширяется положениями по энергоэффективности
  • Открыто обсуждение проекта новых требований энергетической эффективности

Александр Фадеев. Требования к энергоэффективности зданий – что будет после постановления №18?

Что придет на смену отмененному постановлению Правительства №18, создавшем систему энергоэффективности зданий и классов энергетической эффективности МКД? С проектом документа.

Весной 2020 года в рамках регуляторной гильотины прозвучало предложение отменить постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года №18, утвердившее, как должны устанавливаться требования энергетической эффективности зданий и требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

Следствием его стали два соответствующих ведомственных приказа: приказ Минстроя России от 6 июня 2016 года №399/пр «Об утверждении правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (пришел на смену соответствующему приказу Минрегиона) и приказ Минстроя России от 17 ноября 2017 года N 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений».

Профессиональное сообщество разделилось во мнениях, будет ли означать отмена постановления также и прекращение действия приказов, а также и по судьбе самого постановления и регуляторики в отношении требований к энергоэффективности зданий. Мы спросили мнение одного из разработчиков постановления, человека, который не один год занимался разработкой, согласованиями и мониторингом результатов этих нормативных и ведомственных актов.

Правительство будет следить за энергоэффективностью домов

  • Александр ФАДЕЕВ,
    эксперт по энергоэффективности зданий,
    ведущий советник
  • Аппарата Комитета Государственной Думы по энергетике

Истоки работы над нормативными требованиями к энергоэффективности зданий надо искать еще в рабочей группе по разработке законопроекта № 111730-5, который позже стал федеральным законом №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» В частности, в ней принимал участие и Юрий Алексеевич Матросов, заведующий лабораторией НИИ строительной физики РААСН и автор книги «Энергосбережение в зданиях: проблема и пути ее решения» (НИИСФ, 2008, 495 стр., тираж 500 экз.)

Позже появился план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 1830-р:

В этом документе в части мероприятий по повышению энергоэффективности для населения и в жилищном фонде, в том числе при новом строительстве, к февралю 2010 года предусматривалась разработка правил установления требований к энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений, а также требований к правилам определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов в виде проекта постановления Правительства, ответственными за которую были определены Минрегион России и Минэкономразвития России.

Первая редакция постановления появилась в январе 2010 и дальше прорабатывалась в Минрегионе России в Департаменте ЖКХ, директором которого была И.А. Булгакова. Оперативно было решено, что необходимо доработать, и в начале февраля уже была готова вторая редакция.

К сожалению, Ю.А.Матросов как идеолог заложенных в проекте постановления норм скоропостижно скончался в феврале 2010, и в дальнейшем доработка документа не имела его экспертной поддержки.

Департаментом ЖКХ был привлечен пул консультантов, среди которых работали представители АВОК Табунщиков Ю.А., Васильев Г.П., Ливчак В.И., Директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города Прокофьев В.Ю., Фадеев А.В.

от «Росизола», а также европейские консультанты от TNO, LightHouse, ЕБРР. На этом этапе было много споров, несогласий, приходилось искать компромиссы, но проект был закончен.

Доработка проекта постановления и согласование с Минэкономразвития Россия шли до конца 2010 года.

Наконец, в начале 2011 года документ был утвержден, и появилось долгожданное постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Редакция постановления получилась выдержанная и компромиссная, даже можно сказать, с ошибками, как это стало видно впоследствии.

К тому моменту уже был готов приказ по классам энергоэффективности – приказ Минрегиона России от 8 апреля 2011 г.

N 161 “Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 мая 2011 г., регистрационный N 20810).

Ждал выхода и приказ с требованиями энергоэффективности зданий, строений, сооружений от 17 мая 2011 года N 224 «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», однако ему было отказано в госрегистрации Министерства юстиции, он не прошел процедуру ОРВ и позже был отменен.

За жизненный цикл постановления №18 изменения в него вносились несколько раз – в 2013, 2014 и дважды в 2017 году. Изменения эти были как технические, так и сутевые. Минрегион России был заменен в тексте на Минстрой России.

Важнее, что во исполнение пунктов 2 и 3 Плана мероприятий (“дорожной карты”) по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений (распоряжение Правительства РФ от 1 сентября 2016 г.

№ 1853-р) предусмотрен инструментальный контроль и учет энергетической эффективности элементов конструкций, а также использование энергетически эффективного освещения и систем автоматического погодного регулирования.

Каков итог? В сегодняшнем виде постановление Правительства №18 – это компромиссно-сборный документ, ставший таким в результате многочисленных согласований, выхолащивания ряда пунктов и добавления новых.

Мое мнение – пришло время обновить регулирование в отношении энергоэффективности зданий, для чего постановление №18 необходимо отменить. Так что в этом вопросе я солидарен с рабочей группой по регуляторной гильотине.

Взамен его нужно принять новый документ, и Минстрой России уже заявил, что планирует сделать это к концу 2020 года.

Пока непонятно, кто будет разработчиком нового документа. Какие ошибки прежнего он вынужден будет повторить, каких удастся избежать, что привнести нового и нужного.

В частности, представляется необходимым вводить требования по термическому сопротивлению ограждающих конструкций (окон и стен). В целом из опыта, хорошо бы сделать формулировки проще и однозначнее, без разночтений, с чем не раз сталкивались на протяжении жизненного цикла постановления №18. Это позволит легко и четко внести поправки в приказы по классам и требованиям.

Между тем, Минстроем России подготовлен проект постановления Правительства РФ на смену обсуждаемому постановлению №18.

Открыть проект постановления (карточка проекта)

Энергоэффективности обновили приоритеты

Минэкономики назвало новые приоритеты политики в области энергоэффективности.

Среди ключевых направлений — повышение энергоэффективности к 2030 году на 30% от уровня 2019 года, дальнейшая модернизация генерирующих мощностей, котельных и тепловых сетей, развитие энергосервиса, привлечение внебюджетного финансирования, включая программы льготного банковского кредитования, и внедрение «белых» сертификатов. Как ожидают в ведомстве, реализация этих мер поможет снизить уровень выбросов парниковых газов в стране почти наполовину от текущего уровня к 2030 году.

Минэкономики представило госдоклад о состоянии энергосбережения и повышении энергоэффективности (ЭЭ) за 2019 год, а также назвало приоритеты госполитики в этой области на ближайшие девять лет.

По данным доклада, в 2019 году впервые за пять лет в РФ на 1,6% снизилось значение энергоемкости ВВП (от уровня 2015 года), энергоэффективность росла во всех секторах потребления топливно-энергетических ресурсов, кроме теплоснабжения и добычи (наилучшие показатели — в обработке).

Среди регионов наилучшим показателем в области ЭЭ обладает Москва, наихудшим — Липецкая область. В 2019 году в РФ было заключено 675 энергосервисных контрактов (в 2017-м — 489).

Впрочем, «несмотря на положительную динамику, в 2019 году темпы повышения энергоэффективности экономики в России отставали от среднемировых», констатируют авторы доклада.

Как сообщил замглавы министерства Илья Торосов, обновленная версия плана повышения энергоэффективности, которую в августе 2020 года Минэкономики направило в правительство, установив новую цель по снижению энергоемкости на 2030 год — 35% от уровня 2017 года (или около 42% от 2009 года), скорее всего, будет принята в середине 2021 года, причем меры в области ЭЭ будут синхронизированы со стратегией низкоуглеродного развития (см. “Ъ” от 23 марта 2020 года) — ее принятие также ожидается в этом году. Среди приоритетов — повышение ЭЭ на 30% к 2030 году, улучшение диспетчеризации производства, транспортировки и потребления ресурсов, внедрение механизма «белых» сертификатов (сертификаты энергосбережения, подтверждающие снижение энергоемкости), развитие внебюджетного финансирования, в том числе программ льготного банковского кредитования (Минэкономики подтвердило консультации по данному вопросу со Сбербанком и ВЭБом).

Читайте также:  Лучшие сварочные аппараты РЕСАНТА

По мнению ведомства, ключевым драйвером повышения ЭЭ будет модернизация объектов генерации, котельных и тепловых сетей.

В транспорте предлагается стимулировать использование электро- и гибридных автомобилей и ужесточать требования по расходу топлива.

Минэкономики также предлагает установить требования по ЭЭ для госзакупок, стимулировать расширение применения энергосервисных контрактов (в частности, за счет решения вопроса о компенсации энергосервисным компаниям потерь доходов из-за льготных тарифов; так, в декабре в Якутии был принят региональный закон, предусматривающий такую компенсацию из регионального бюджета) и ужесточать требования в строительстве, в том числе в области строительных материалов и систем освещения.

За счет реализации всех этих мер, по словам Ильи Торосова, к 2030 году общий объем выбросов парниковых газов в РФ совокупно снизится на 900 млн тонн СО2-эквивалента (от текущего уровня порядка 2 млрд тонн, без учета поглощения лесами), что составляет около 48%.

Напомним, что утвержденная в ноябре 2020 года цель по снижению выбросов парниковых газов в РФ к 2030 году составляет минус 30% от уровня 1990 года (включая поглощение лесами), притом что текущий уровень выбросов уже составляет около минус 30% от 1990 года (без учета поглощения) и около минус 50%, если поглощение лесами и другими экосистемами учитывается. В ноябре 2020 года глава Минэкономики Максим Решетников называл меры по повышению ЭЭ и усиление поглотительной способности лесов (в том числе за счет изменения методики подсчета) ключевыми мерами климатической политики.

Ангелина Давыдова

Закон об энергоэффективности был принят в 2009 году, он устанавливал цель снижения энергоемкости российского ВВП на 40% к 2020 году. С 2015 года бюджетная поддержка проектов энергоэффективности была свернута (см.

“Ъ” от 19 декабря 2014 года), а средства — перенаправлены на развитие футбольной инфраструктуры к чемпионату мира и поддержку моногородов.

К 2017 году власти признали, что цель не будет достигнута, одновременно Минэкономики (получившее полномочия по регулированию энергоэффективности от Минэнерго) разработало первую версию комплексного плана дальнейшего ее повышения.

В декабре 2019 года ведомство признало, что «за прошедшие десять лет энергоемкость ВВП снизилась всего на 9%, а в последние четыре года не снижается» (см. “Ъ” от 15 января 2020 года). В августе 2020 года Минэкономики направило новую версию плана (см. “Ъ” от 11 августа) в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, установив новую цель по снижению энергоемкости на 2030 год — 35% от уровня 2017 года (или около 42% от 2009 года).

Ангелина Давыдова

Правительство взялось за энергоэффективность

Министерство энергетики РФ открыло свободный доступ к интернет-порталу, который позволяет анализировать данные энергетических деклараций около 90 тыс. государственных и муниципальных учреждений со всей страны.

Данный ресурс был создан во исполнение поручения председателя правительства РФ Дмитрия Медведева по итогам его встречи с активом Народного фронта с учетом предложений экспертов ОНФ.

Стоит отметить, что сегодня же Госдума РФ приняла в окончательном, третьем чтении закон, который наделяет правительство РФ правом выработки единых требований к программам по энергосбережению и повышению энергоэффективности организаций с участием государства.

Интернет-портал позволит обнародовать данные о потреблении коммунальных ресурсов, оснащении зданий школ, детсадов и больниц современным энергоэффективным оборудованием и приборами учета. Информация вносится непосредственно бюджетными учреждениями, но проверяется вышестоящими органами при планировании и мониторинге их деятельности в области энергосбережения.

Заместитель министра энергетики РФ Антон Инюцын рассказал, что портал не только расширяет возможности для общественного контроля в бюджетном секторе, но и создает возможности для привлечения частных инвестиций: «Пользователям портала доступна ключевая информация, необходимая для анализа инвестиционной привлекательности объектов при запуске энергосервисных контрактов».

Координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта напомнил, что вопрос реформирования законодательства об энергоэффективности был поднят в 2015 г.

на встрече активистов проекта ОНФ «За честные закупки» с президентом РФ, лидером Народного фронта Владимиром Путиным.

По итогам встречи президент поручил подготовить предложения по повышению эффективности использования бюджета на реализацию мероприятий в сфере повышения энергоэффективности.

«Представители ОНФ провели совместную работу с Минэнерго по поводу того, как должен выглядеть интернет-портал и какую информацию он должен содержать. Рад отметить, что все предложения активистов проекта Народного фронта «За честные закупки» были учтены.

Интернет-портал позволит активистам ОНФ проверять, как учреждения подходят к вопросу сбережения энергии, и подсказывать резервы для экономии.

Мы будем внимательно следить и за тем, как будет заполняться информация на этой карте, поскольку сейчас размещенные на интернет-портале данные не являются полными», – отметил он.

Координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрий Миронов подчеркнул, что благодаря этому порталу теперь можно определить наиболее неэффективные с точки зрения энергопотребления объекты и приступить к переоснащению социальных объектов современными технологиями энергосбережения, которые в среднесрочной и долгосрочной перспективе окупают свои затраты за счет экономии энергии и длительности службы. «Важным стимулом для внедрения энергоэффективных технологий в зданиях могло бы стать требование о прохождении обязательной «зеленой» сертификации для вновь возводимых и капитально ремонтируемых зданий, находящихся в федеральной, региональной или муниципальной собственности, в особенности учебных учреждений», – добавил Миронов.

Добавим, что новый законопроект, принятый Госдумой, по энергосбережению и повышению энергоэффективности организаций с участием государства, был разработан Минэнерго России в инициативном порядке.

Как говорится в пояснительной записке к документу, на данный момент требования к программам фактически отсутствуют, что затрудняет анализ реализации программ со стороны государства и делает практически невозможной оценку показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отраслей экономики.

«Ответственные за развитие отраслей экономики РФ федеральные органы исполнительной власти практически не имеют рычагов воздействия на повышение энергетической эффективности отрасли», — отмечается в пояснительной записке к документу.

Таким образом, уже сейчас инициатива минэнего РФ по развитию и внедрению программ энергоэффективности обрела четкие законодательные рамки, а также возможность общественного контроля по ее внедрению за счет создания интернет-портала, позволяющему анализировать данные энергетических деклараций государственных и муниципальных учреждений со всей страны.

Все отраслевые эксперты уверены, что России необходимо активнее внедрять программу развития энергосбережения и повышения энергоэффективности, новый законопроект и интернет-портал помогают этому. Тем не менее, пока существуют объективные трудности, замедляющие данную работу.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев в интервью «НиК» заметил, что жить по принципу у нас всего много, поэтому можно не экономить, крайне неэффективно, поэтому программа энергосбережения и общественный контроль за ней необходим: «Однако возникает вопрос, а как это контролировать? За счет самих ведомств это делать нельзя. Они напишут любой развернутый отчет о повышении энергоэффективности. Поэтому считать по объемам затраченных энергоресурсов гораздо правильнее», — заявил эксперт.

При этом он отметил, что важно задуматься над тем, кто понесет ответственность за выполнение программы по повышению энергоэффективности: «Критериев оценки работы различных ведомств много и энергоэффективность может потеряться в ряду других значимых факторов. У ответственных лиц должна быть мотивация. Одним словом, важно вынесение кадровых решений за невыполнение программы повышения энергоэффективности», — резюмировал Дмитрий Журавлев.

Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов уверен, что повышение энергоэффективности России просто необходимо, но в условиях текущих реалий эта потребность не является приоритетной: «Разработка и внедрение различных программ энергоэффективности началась давно, и она идет по графику.

Но с точки зрения реальных приоритетов многие насущные нужды текущего момента гораздо важнее. Поэтому сама программа, скорее всего, будет создана быстро, но ее внедрения пока ждать не приходится. Пройдет значительное время, прежде чем она будет наполнена реальными решениями.

Особенно в части выделения, каких-нибудь значимых ресурсов», — заметил эксперт в интервью «НиК».

Мосжилинспекция рассмотрела более двух тысяч заявлений о присвоении класса энергетической эффективности многоквартирным домам

Мосжилинспекция продолжает рассматривать заявления от управляющих организаций и жилищных объединений о присвоении (подтверждении) класса энергетической эффективности.

С начала 2020 года Мосжилинспекция рассмотрела 2175 заявлений о присвоении (подтверждении) класса энергетической эффективности многоквартирным домам города Москвы.

По результатам рассмотрения представленных заявлений 1432 многоквартирным домам был присвоен (подтвержден) класс энергетической эффективности, а по 743 заявлениям Мосжилинспекцией было принято решение отказать в присвоении (подтверждении) класса энергетической эффективности.

Основными причинами отказа в присвоении (подтверждении) класса энергетической эффективности являются ошибки в заполнении декларации, а также неисправность общедомовых приборов учета энергетических ресурсов.  При наличии таких нарушений у Мосжилинспекции отсутствуют необходимые сведения для присвоения (подтверждения) класса энергетической эффективности.

  • После устранения выявленных недостатков управляющие организации и жилищные объединения могут повторно подать заявления на присвоение (подтверждение) класса энергетической эффективности.
  • Обращаем внимание, что работы по определению класса энергетической эффективности выполняются Мосжилинспекцией на безвозмездной основе, также для удобства заявителей Мосжилинспекцией разработаны типовые формы заявления о присвоении (подтверждении) класса энергетической эффективности многоквартирных домов и Декларации.
  • Отметим, что по классу энергетической эффективности многоквартирного дома собственники помещений могут оценить уровень энергетической эффективности своего дома, спланировать мероприятия по энергосбережению и утвердить состав работ, проведение которых будет способствовать снижению потребления энергетических ресурсов и уменьшению оплаты за предоставленные коммунальные услуги, а также оценить качество и эффективность работы управляющих организаций и жилищных объединений.
Читайте также:  Минстрой планирует запустить в сети интернет-банк данных о наиболее эффективных технологиях в сфере ЖКХ.

Подать заявление и декларацию для присвоения (подтверждения) класса энергетической эффективности можно на официальном сайте Мосжилинспекции или направить по адресу: 129090, город Москва, проспект Мира, д. 19.

Для подачи заявления об определении класса энергетической эффективности управляющей организации, жилищному объединению необходимо заполнить заявление, а также направить заполненную декларацию о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов с приложением копий подтверждающих документов.

Энергоэффективность и новостройки: удастся ли сэкономить на оплате ЖКХ?

Минстрой РФ готовит поправки к постановлению правительства от 2011 года об энергетической эффективности многоквартирных домов. По новым правилам застройщики будут обязаны классифицировать новостройки в России по критерию энергоэффективности.

Как видно из таблицы, дома высших категорий будут потреблять наименьшее количество энергии на водоснабжение, вентиляцию и отопление. Поэтому собственники квартир смогут экономить на оплате коммунальных услуг, что и является целью нового проекта.

Классы энергетической эффективности

Обозначение класса энергетической эффективности Наименование класса энергетической эффективности Величина отклонения значения фактического удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового уровня, %
А++ Близкий к нулевому — 90 и менее
A+ Высочайший от — 70 до –90
A Очень высокий от — 50до –70
B Высокий от — 30 до –50
C Повышенный от — 15 до — 30
D Нормальный от 0 до -15
E Пониженный от + 35 до 0
F Низкий от + 70 до +35
G Очень низкий более + 70

Источник: Минстрой России

Конфликт интересов

В Московском регионе застройщики уже начали уделять внимание энергоэффективности своих объектов.

Особенно это касается коммерческой недвижимости, где есть прямая зависимость между эксплуатационными расходами арендаторов на офисные помещения и параметрами самого здания.

Но и в строящихся жилых домах утепляются фасады, устанавливаются современные радиаторы, стеклопакеты, энергосберегающие лампы и датчики движения – большинство сегодняшних проектов не опускается ниже границ класса D.

Однако повышение энергоэффективности жилого дома не всегда выгодно застройщикам. Во-первых, новые технологии значительно дороже типовых решений. Во-вторых, с точки зрения последующей эксплуатации происходит сокращение прибыли – нередки случаи, когда застройщик оставляет на объекте свою управляющую компанию.

 «Чем меньше люди потребляют энергии – тем меньше они [УК] будут зарабатывать»

Георгий Николаев, «Андерсен» и «Остров Эрин»

Застройщики, рекламируя свои объекты, часто вообще не заостряют внимание на энергоэффективности. Данное понятие обычно закладывается в общую группу требований к экологичности новостройки.

Как рассказала генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Наталья Шаталина, основными критериями здесь являются экологическая безопасность среды обитания, отсутствие вредных для человеческого здоровья факторов, а также максимально широкое использование энергоэффективных технологий и материалов в строительстве.

В любом случае, сама идея разделения домов по классам энергоэффективности признается специалистами правильной. Она может стать инструментом, с помощью которого потребители будут воздействовать на застройщиков, поскольку захотят жить в более энергоэффективном жилье.

Энергоэффективность vs стоимость жилья

Большинство экспертов единодушны в том, что вступление в силу новых правил энергоэффективности повлияет на стоимость жилья.

По словам Марии Литинецкой, управляющего партнера «Метриум Групп», класс энергетической эффективности должен быть заложен застройщиком еще на стадии проектирования здания. Реализация потребует применения новых технологий и современных строительных материалов.

Это, безусловно, окажет влияние на себестоимость объекта и увеличит его итоговую рыночную стоимость, тем более что некоторые приборы и комплектующие будут закупаться за рубежом.

«Интеграция энергоэффективных технологий делает дороже каждый квадратный метр на 5-10 тысяч рублей»

Дмитрий Иванов, «САПСАН»

Однако в тех проектах, где уже внедрены новые технологии, в случае принятия классификации не ожидается сильное повышение стоимости квадратного метра. Стоит также учесть, что и сама энергоэффективность бывает разная: можно просто использовать материалы с чуть более высокими показателями по теплопроводящим характеристикам.

И все же некоторые специалисты уверены, что новые правила серьезно не повлияют на стоимость жилья.

По мнению Сергея Крючкова, директора по проектированию компании Rose Group, в условиях нарастающей конкуренции и снижения платежеспособного спроса более высокий уровень экономичности жилья будет способствовать сохранению интереса к проекту.

Это может повлиять на динамику продаж, но не на цену. Ведь для того, чтобы сохранить лояльность покупателей, застройщикам придется вводить дополнительные бонусы, в том числе и более высокий показатель энергоэффективности.

Трудно не согласиться с этими доводами – в сложных экономических реалиях клиенты вряд ли будут готовы переплачивать за возможную экономию энергоресурсов в будущем. Им нужна хорошая цена на квартиру здесь и сейчас.

Стоит также отметить, что чем выше уровень энергоэффективности, тем больше он потребует дополнительных вложений.

А в массовом строительстве вряд ли появятся дома с уровнем энергоэффективности B и выше – жилым комплексам данной категории соответствуют классы D и C.

Нет смысла устанавливать систему «умный дом» в эконом-классе, поскольку такой продукт не будет востребован рынком из-за высокой стоимости энергосберегающих технологий при качестве строительства «без излишеств».

Таким образом, если в доме используется уровень энергоэффективности класса D, волноваться о высоких ценах на квадратный метр не стоит.

А вот уровни А+, А и В – это жилье минимум бизнес-класса и выше, где стоимость квадратного метра закономерно высокая как на этапе продаж, так и во время эксплуатации.

Что касается объектов категории А++, то их в ближайшей перспективе вряд ли будут активно строить даже в элитном сегменте, считаетГригорий Алтухов, коммерческий директор ФСК «Лидер».

Отложенная выгода – вторичный критерий для покупателей жилья

На сегодняшний день на первичном рынке недвижимости покупательский спрос обеспечивают традиционные критерии. Это месторасположение объекта, транспортная доступность, наличие объектов социальной инфраструктуры, разнообразие планировок, выгодные условия покупки.

Энергоэффективность дома и будущая экономия на «коммуналке» для покупателей пока вторичны. Только лишь при схожей цене потребитель выберет лучший продукт.

Немаловажную роль в этом играет низкая культура энергопотребления среднестатистического россиянина:  большинство покупателей просто не знают и не думают о теплопотерях, энергоемкости и других подобных понятиях.

«Пока вопрос энергоэффективности занимает те же позиции, что и вопросы клиентов о материале фасада дома, толщине перекрытий и прочем»

Эмиль Захаряев, Rezidential group

По словам Евгении Акимовой, генерального директора IKON Development, пока у клиента нет четкого понимания, что же ему дают улучшенные характеристики фасадов или самые современные фильтры на воду. Он воспринимает данные новшества как приятный бонус, а не реальную выгоду.

Между тем при строительстве домов с высокими классами энергоэффективности используются передовые технологи и недавно изготовленное оборудование. А это, по мнению Александра Трудникова, генерального директора «СтройКом», говорит о том, что при правильном монтаже срок их службы будет выше, чем у оборудования и материалов, произведенных ранее, то есть до ввода требований.

Эксперты сходятся в одном: пока новшество не будет введено повсеместно и покупатель не оценит финансовую выгоду от приобретения квартиры в домах того или иного класса энергоэффективности, данная характеристика не будет сильно влиять на спрос.

Однако что касается центра столицы, то здесь локация всегда будет играть решающую роль. Сергей Лобжанидзе, руководитель департамента аналитики и консалтинга «БЕСТ-Новострой»: «Если дом с низкой энергоэффективностью находится где-нибудь на Покровском бульваре (а их там подавляющее большинство), я очень сомневаюсь, что их станут меньше покупать».

Как повысить интерес к энергоэффективным домам?

Мгновенно изменить менталитет покупателей невозможно. Нужны мощные пиар-кампании с популяризацией экологичного образа жизни и разумной траты ресурсов, большая разъяснительная работа со стороны застройщиков.

Если клиенты будут понимать, что в квартире дома с низкой энергоэффективностью их ждут высокие коммунальные расходы, то они начнут считать: а не выгоднее ли им переплатить на этапе покупки, но зато потом экономить?

Конечно, можно применить жесткие меры, такие как сильное увеличение оплаты услуг ЖКХ в обычных домах. Но это может вызвать массовое недовольство, тем более, если учесть, что большинство соотечественников живет как раз в домах с низкой энергоэффективностью.

В сравнении с европейскими странами российские тарифы гораздо доступнее. И сегодня покупатель оплачивает услуги ЖКХ по расценкам, к которым он давно привык, не задумываясь об энергоэффективности и возможной экономии в перспективе новой классификации. Поэтому усиление интереса к энергоэффективному жилью – дело будущего.

Постепенное повышение культуры энергопотребления, возможный пересмотр тарифной сетки на услуги ЖКХ, внедрение и адаптация новых технологий в домах эконом-класса сделают мысль об экономии ресурсов привычной для россиян.

А нынешняя инициатива Министерства строительства России, считает Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки», в итоге станет «невидимой рукой рынка» и приведет к востребованности в первую очередь тех классов домов, где стоимость обслуживания будет ниже.

Дата публикации 05 апреля 2016

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*