Какие бывают способы формирования фонда капитального ремонта

Для просмотра распределения многоквартирных домов по способам управления нажмите на пункт горизонтального навигационного меню Аналитика и отчёты и выберите пункт Способ формирования фонда капитального ремонта (см. Рис. 1).

Отображается страница Информация о способе формирования фонда капитального ремонта.

Какие бывают способы формирования фонда капитального ремонта

Страница «Информация о способе формирования фонда капитального ремонта»

Для отображения информации по административно-территориальному и муниципальному делению установите переключатели в соответствующие поля.

Для отображения сведений о размещении информации по определенным территориям, нажмите на кнопку «» в поле Отображать сведения о размещении информации на территории.

Какие бывают способы формирования фонда капитального ремонта

Фрагмент страницы «Информация о способе формирования фонда капитального ремонта». Поле «Отображать сведения o размещении информации на территории»

Отображается окно «Выбор территории».

Какие бывают способы формирования фонда капитального ремонта

Окно «Выбор территории»

Установите параметры поиска, выбрав значение из выпадающего списка, и нажмите на кнопку Добавить. Выберите одну или несколько территорий и нажмите на кнопку Выбрать.

При наведении на сегмент диаграммы отображается дополнительная информация.

Какие бывают способы формирования фонда капитального ремонта

Диаграмма с размещением информации о способе формирования фонда капитального ремонта по территории

Под диаграммой расположена таблица с подробной информацией по количеству МКД в выбранных регионах.

Какие бывают способы формирования фонда капитального ремонта

Таблица с информацией по количеству МКД

Для просмотра сведений о дочерних территориях нажмите на гиперссылку с наименованием территории. В таблице отображаются строки с соответствующей информацией. При этом над таблицей формируется дерево территорий, выбранных пользователем. На территориях установлены гиперссылки, при нажатии на которые происходит возврат на соответствующий уровень территориального деления в таблице.

Какие бывают способы формирования фонда капитального ремонта

Таблица с информацией по количеству МКД на дочерних территориях

Пошаговая ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СОБСТВЕННИКОВ. Способы формирования фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

Выбрать способ формирования фонда капитального ремонта жители многоквартирных домов Республики Саха (Якутия) должны были до 29 мая 2014 года.

Дома, собственники помещений в которых не приняли решения о способе формирования фонда капитального ремонта в установленный срок, по распоряжению муниципальных образований сформировали фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора.

Собственники, дома которых включены в региональную программу капремонта после 29 мая 2014 года, должны выбрать способ формирования фонда капитального ремонта в течении двух месяцев после официального опубликования региональной программы капремонта, в которую включен их дом.

Какие бывают способы формирования фонда капитального ремонта

На повестку следует вынести вопрос о выборе одного из способов формирования фонда капитального ремонта своего дома. Это может быть специальный счет ТСЖ или ЖСК, специальный счет регионального оператора либо счет регионального оператора. Если собственники помещений в многоквартирных домах хотят выбрать специальный счет, то в повестку следует включить еще ряд вопросов:

  • ·     о размере ежемесячного взноса на капремонт (он может быть больше или равен минимальному по Республике Саха (Якутия);
  • ·     о сроках проведения капитального ремонта (они должны быть не позднее указанных в региональной программе проведения капремонта);
  • ·     о перечне работ и услуг по капремонту (состав перечня таких работ и услуг должен быть не менее чем состав, предусмотренный региональной программой проведения капремонта);
  • ·     о владельце специального счета (владельцем счета может быть ЖСК или ТСЖ, если оно обслуживает один МКД или несколько, но с суммой квартир не более 30 и если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах, владельцем счета для домов, которые обслуживает управляющая организация, и для домов, находящихся в непосредственном управлении, может стать управляющая организация или региональный оператор);
  • ·     о банке, в котором будет открыт специальный счет. 

Фонд капитального ремонта и способы его формирования

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » Капитальный ремонт » Фонд капитального ремонта и способы его формирования

  • Если средства будут поступать на банковский спецсчет, решением собрания устанавливаются его владельцы.
  • Содержание
  • Собственники, в обязанности которых входит управление домом, коллективно определяются со способом размещения временно свободных средств, необходимых для финансирования ремонтных работ здания или его конструктивных элементов. Выбрать нужно один из двух способов:
  • формирование фонда капитального ремонта на специальном счете;
  • поступление средств на счет регионального оператора.

Если по прошествии 6-месячного срока способ формирования фонда капитального ремонта не был определен, госорганы власти имеют право реализовать второй способ. Другими словами, владельцем счета для хранения временно свободных средств избирается региональный оператор.

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов пополняется за счет следующих средств:

  • оплата, прямо предназначенная для осуществления капремонтов (взносы);
  • пеня за неисполнение вышеуказанных обязательств по перечислению взносов;
  • оплата процентов за использование временно свободных средств, расположенных на спецсчете.

Размеры фонда определяются следующим образом: сумма поступивших средств в качестве взносов за вычетом денежных средств, перечисленных как оплата за услуги и ремонтные работы, куда включается также платежные документы по их авансированию.

Владелец счета

Если средства будут поступать на банковский спецсчет, решением собрания устанавливаются его владельцы, которым могут выступать:

  • региональные операторы. Этот вариант используется в домах, где контроль и управление осуществляется непосредственно собственниками или управляющими организациям (к примеру, в ТСЖ или в ЖСК).
  • Товарищества владельцев жилья, которые обязаны осуществлять контроль и управление домом. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете эффективно реализуется при условии, когда в составе ТСЖ находится, к примеру, два жилых дома с малым количеством жилплощади (меньше 40 квартир).
  • Жилищный кооператив (ЖСК или ЖК). Вариант реализуется, когда собственниками создан жилищный или иной кооператив и вынесено решение о создании фонда капитального ремонта общего имущества жилого здания на спецсчете, который открывается на имя кооператива.

Выбор способа создания фонда капремонта

Расходование средств Фонда капитального ремонта. Методы котроля | ЦИТАДЕЛЬ

http://kirovnet.ru

Исходя из многочисленных обращений граждан, очень часто собственники помещений задают вопрос: Как и кем осуществляется контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, формируемый на специальном счету владельцев спецсчета: управляющей организации или товарищества собственников жилья. Этот вопрос мы и рассмотрим подробно в настоящей статье на примере Амурской области.

Средства фонда капитального ремонта – целевые

Прежде всего, необходимо отметить главное – средства фонда капитального ремонта многоквартирного дома являются целевыми и могут использоваться только для:

  • оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
  • оплаты услуг по строительному контролю;
  • погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.

При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами (ч. 1 ст. 174 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 166 ЖК РФ установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, а именно:

  • ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
  • ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
  • ремонт крыши;
  • ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
  • ремонт фасада;
  • ремонт фундамента многоквартирного дома.

Т.е. средства фонда капитального ремонта не могут быть потрачены на иные цели, кроме как указанные выше. Расходование средств фонда на содержание и текущий ремонт общего имущества недопустимо. Например, вне зависимости от косметического состояния подъездов, их ремонт за счет средств фонда капитального ремонта не может быть проведен.

Государственный и муниципальный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта

В целях недопущения нецелевого использования денежных средств собственников, государством установлен достаточно жесткий контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта как региональным оператором, так и владельцем специального счета (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные специализированные жилищные кооперативы).

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 172 ЖК РФ, владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации:

  • сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт;
  • сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт;
  • сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета;
  • сведения о размере остатка средств на специальном счете;
  • сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
Читайте также:  Летние беседки: формы и конструкции

Согласно п. 3 ст. 8 Закона Амурской области от 08 июля 2013 года № 200-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области» владелец специального счета обязан представлять в орган жилищного надзора:

  • ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета по форме, установленной органом жилищного надзора;
  • ежегодно, в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, сведения о размере остатка средств на специальном счете, о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров по форме, установленной органом жилищного надзора.

Можно было бы сказать, что предоставление отчетов всего лишь «бюрократическая проволочка», не имеющая какой-либо эффективности, поскольку объем сведений, вносимых в отчеты, напрямую зависит от усмотрения владельца специального счета. Однако это не так.

Орган государственного или муниципального жилищного надзора в порядке ст. 20 Жилищного кодекса РФ по заявлению заинтересованного лица вправе провести выездную документарную проверку, в ходе которой вправе истребовать и проверить всю документацию, касаемую проведения владельцем специального счета капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в том числе:

  • наличие протокола общего собрания собственников об утверждении сроков и видов капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и его стоимость;
  • наличие сметных расчетов на производство работ и выполнение услуг;
  • наличие и условия договоров с подрядными организациями;
  • порядок и полнота взаиморасчетов с подрядными организациями;
  • фактическое соответствие выполненных работ и услуг по капитальному ремонту их сметному объему;
  • качество выполненных работ и оказанных услуг по капитальному ремонту.

В Амурской области в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 года № 24 Государственный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта осуществляется государственной жилищной инспекцией Амурской области в отношении регионального оператора – некоммерческой организации “Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области”, владельцев специальных счетов при проведении проверок в рамках государственного жилищного надзора.

По другим субъектам Российской Федерации также утверждены свои Порядки осуществления контроля, с которыми возможно ознакомиться пройдя по ссылке.

Контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного дома

Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

При этом, собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (ч.ч. 1 и 2 ст. 189 ЖК РФ).

Решение всех вопросов о проведении капитального ремонта общего имущества в соответствии с ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Следует отметить, что жилищным кодексом ни один орган управления юридических лиц, созданных по инициативе собственников (ТСЖ, ЖСК, ЖК иной специализированный кооператив) такими правами не наделен. Т.е.

ни органы управления, ни члены жилищных объединений на их общем собрании не вправе решать вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений.

Кроме того, ч. 1 ст. 177 Жилищного кодекса РФ, установлен исчерпывающий перечень операций по специальному счету.

А в соответствии с частью 3 этой же статьи операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при предоставлении следующих документов:

  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусматривающий в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
  • акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части. Такой акт приемки не предоставляется в случае осуществления операции по выплате аванса на оказание услуг и (или) выполнение работ в размере не более чем тридцать процентов от стоимости таких услуг и (или) работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части.

Т.е. во всяком случае списание средств фонда капитального ремонта со специального счета производится на основании протокола общего собрания собственников помещений.

Изложенное все выше позволяет сделать вывод о том, что осуществлять действенный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта можно и нужно, как самостоятельно, так и с привлечением органов государственного или муниципального жилищного надзора.

Но это один этап контроля, другой: Контроль качества произведенного капитального ремонта, мы рассмотрим позже в следующих статьях.

Правда и мифы о фондах капитального ремонта

 Фонды капитального ремонта (далее — ФКР) подкрались незаметно и прочно вошли в повседневную действительность.

У меня они вызвали интерес, когда в социальных сетях стали появляться первые эмоциональные высказывания в отношении новых сборов. Общественность особенно взволновалась, когда весной 2015 г.

Региональный оператор Самарской области потратил 1 950 000 рублей на приобретение Toyota Land Cruiser Prado. Правда из-за скандала позднее внедорожник продали и купили Lada Largus.

Пользователи интернета относительно ФКР представляли следующие позиции:

1) Участие в Фонде может быть только добровольное. В обоснование позиции самые продвинутые даже приводили ссылку на ФЗ «О некоммерческих организациях» и предлагали бланк заявления в адрес Регионального оператора, который позволял официально отказаться от уплаты взносов на капитальный ремонт.

  •  2) Мы сами ремонтируем свой дом, а потому никому платить не будем.
  • 3) Взносы на капитальный ремонт не являются обязательными.
  • 4) Платят только бабушки, потому что они всего боятся.

Недавно ко мне поступило такое обращение от жительницы Самарской области: «Все квартиры в нашем доме приватизированы. Мы всегда осуществляли ремонт за счёт собственных средств.

Теперь нам стали поступать квитанции на оплату капитального ремонта. Мы их не оплачиваем. Как многодетная мама я получала субсидию на квартплату. А теперь в соц.

защите мне сообщили из-за того, что у нас задолженность по капитальному ремонту, нам эту субсидию выплачивать не будут. Законно ли всё это?»

Пришлось во всём обстоятельно разобраться.

Эта история началась 20 апреля 2012 г., когда в ГД РФ рядом депутатов был внесен законопроект № 59728-6.

В сопроводительных документах написано: 1) реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета (в ГД это любят); 2) потребуется изменение Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»;

3) цель законопроекта — формирование необходимых правовых основ для создания в субъектах Российской Федерации эффективных и устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет организационного обеспечения процесса планирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов и вовлечения в его финансирование собственников помещений многоквартирных домов.

Из анализа пояснительной записки к законопроекту, можно сделать следующие выводы:  1) должен быть создан механизм финансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет вовлечения в финансирование собственников помещений; 2) вводится обязательный ежемесячный платёж за капитальный ремонт, уплачиваемый всеми собственниками помещений в многоквартирных домах; 3) субъекты Российской Федерации определяют минимальный размер платы за капитальный ремонт; 4. предполагается, что собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию не более 5 лет назад, не платят за капитальный ремонт; 5. создаются две системы аккумулирования накоплений: централизованная и децентрализованная; 6. децентрализованная система – управляющая компания или ТСЖ открывают счёт в банке и аккумулируют собранные средства на нём; 7. собственники помещений должны получить ряд гарантий: а) по решению общего собрания собственников помещений предусмотрен порядок отказа от участия в централизованной системе;

б) предусмотрено государственное и муниципальное софинансирование капитального ремонта (не всё за счёт собственников).

Федеральный закон N 271 был принят 12 декабря 2012 г. Вступил в силу 26 декабря 2012 г.

Читайте также:  Каким должен быть договор управления многоквартирным домом

Теперь посмотрим, как работает механизм ФКР на примере Самарской области. Система взимания взносов на капитальный ремонт установлена ЖК РФ (раздел 9) и Законом Самарской области от 21 июня 2013 года N 60-ГД «О системе капительного ремонта…». Согласно статье 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение, которая возлагается на собственника помещения.

Областным Правительством утверждена региональная программа капитального ремонта (указаны адреса многоквартирных домов, определен вид предстоящего ремонта и срок его проведения). Для реализации данных программ требуются средства, которые аккумулируются в ФКР.

При этом ЖК РФ предусмотрено два способа формирования ФКР: 1) ФКР на счете Регионального оператора; 2) ФКР на специальном счете. При этом первый способ выбирается автоматически, если собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании не выбрали второй способ (считаю, что модель общего собрания сегодня почти не работает).

  Формирование фонда на специальном счёте подразумевает следующее: 1.

Жильцы дружно проведут общее собрание и решат: а) каким будет размер взноса на капительный ремонт (но не ниже, чем установлен в законе субъекта РФ); б) кто будет владельцем специального счёта (например, ТСЖ, управляющая компания или Региональный оператор); в) в какой кредитной организации (только крупнейшие банки с капиталом от 20 млрд) будет открыт данный счёт.

Средства ФКР могут использоваться только для оплаты работ и услуг по капитальному ремонту многоквартирного дома.

Подразумеваются затраты на: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома. Если ФКР формируется на специальном счёте, то Региональный оператор остаётся в стороне от многоквартирного дома, а ТСЖ (владелец счёта) самостоятельно рассылает жильцам квитанции и распоряжается собранными средствами на счёте в целях капитального ремонта. Однако, по закону жильцы в Самарской области могли выбрать вариант со специальным счётом до 29 мая 2014 года. Поэтому всех, кто проспал, включили в плательщиков Регионального оператора. 29 ноября 2013 года была утверждена региональная программа капитального ремонта (Постановление Правительства Самарской области от 29 ноября 2013 года N 707), с этого дня у жильцов было 6 месяцев на выбор способа формирования ФКР. 

Платить по закону приходится в любом случае, а не уплата может повлечь неблагоприятные последствия, в том числе отказ в предоставлении субсидий на квартплату. Только по общему правилу теперь деньги контролирует Региональный оператор, который организует проведение капитального ремонта в соответствии с региональной программой.

 Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается Правительством Самарской области ежегодно. На данный момент взнос установлен в размере 5.07 (дом не более 5 этажей) и 5.84 (дома свыше 5 этажей) рублей с квадратного метра общей площади.

 Получается ежемесячный взнос на капитальный ремонт равен приблизительно 200 — 300 рублей с одной квартиры.

Учет фонда капремонта: определяем обязанное лицо

Источник: Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение»

В 2014 году в доме, которым управляет УК, было проведено общее собрание собственников помещений в МКД по вопросам капитального ремонта общего имущества.

На этом собрании было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор.

Кто в описанной ситуации должен предъявлять собственникам к уплате взносы на капитальный ремонт, составлять платежные документы и вести учет фонда?

Для ответа на поставленный вопрос, прежде всего, необходимо сформировать представление о том, кто обязан осуществлять капитальный ремонт МКД и связано ли наличие такой обязанности с решением собственников помещений в МКД о выборе способа формирования фонда капремонта.

Общие положения об обязанностях управляющих

Надлежащее содержание общего имущества в МКД является одной из ключевых целей управления МКД (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ). Правила осуществления деятельности по управлению МКД утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416. Согласно п.

4 названных правил управление МКД обеспечивается выполнением ряда стандартов, одним из которых является подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) МКД (см. пп. «в»).

На основании таких предложений собственники помещений в МКД принимают решения о проведении капитального ремонта общего имущества (ч. 1, 2 ст. 189 ЖК РФ).

Другой стандарт управления, сформулированный в пп. «ж» п.

4Правил осуществления деятельности по управлению МКД, посвящен организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Этот стандарт подразумевает, что в обязанности управляющего входят в том числе:

  • начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД. Они производятся в адрес собственников как жилых, так и нежилых помещений, поскольку расходы на содержание общего имущества несут собственники всех помещений в МКД независимо от их статуса (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ);
  • оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД;
  • ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством РФ.

Напомним, что в состав платы за жилое помещение для собственника помещения в МКД входят (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ):

  1. плата за содержание и ремонт жилого помещения;
  2. взнос на капитальный ремонт.

Что касается самого надлежащего содержания общего имущества в МКД, то оно осуществляется с учетом требований ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ. Данная статья связывает возникновение у конкретных лиц обязанности по содержанию общего имущества в МКД с выбором способа управления этим домом. Так, в силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение всех работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правилам содержания общего имущества. Важно, что капитальный ремонт, как и текущий, назван в числе мероприятий, образующих понятие «содержание общего имущества» (см. пп. «з» п. 11Правил содержания общего имущества).

  • Сделаем вывод. По общему правилу при управлении домом УК на последнюю возлагаются обязанности:
  • по планированию и оказанию услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества в МКД;
  • по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД, а также по ведению претензионной и исковой работы в отношении должников.

Специальные положения об обязанностях управляющих

Далее необходимо разобраться, корректируются ли обязанности УК, установленные в общем случае, в зависимости от того, каким способом собственники помещений в МКД формируют фонд капитального ремонта.

Согласно ч. 2 ст.

158 ЖК РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в МКД финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников. Сам фонд пополняется за счет взносов собственников и иных перечисленных в ч. 1 ст.

170 ЖК РФ поступлений.

Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт установлены в ст. 171 ЖК РФ, однако определенно они сформулированы только в отношении способа формирования фонда на счете регионального оператора.

Фонд формируется на счете регионального оператора

В этой ситуации собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, если иное не установлено законом субъекта РФ. Учет фондов (в том числе в разрезе плательщиков взносов) также ведет оператор (ч. 1 ст.

Читайте также:  Обработка дерева под старину своими руками – способы: фото, видео

183 ЖК РФ), поскольку платежи собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, образуют имущество последнего (п. 2 ч. 1 ст. 179 ЖК РФ).

Одновременно у оператора возникает обязанность перед собственниками помещений в МКД обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в их доме (ст. 182 ЖК РФ).

В рамках исполнения данной обязанности региональный оператор:

  • подготавливает и направляет собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости, порядке и источниках финансирования названных работ (услуг) и т. д.;
  • привлекает подрядные организации и контролирует ход выполнения работ;
  • осуществляет приемку выполненных работ и т. д.

Таким образом, в случае формирования фонда капремонта на счете регионального оператора обязанность по оформлению платежных документов (в части взносов на капитальный ремонт) и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД возлагается на регионального оператора, если иное не установлено субъектом РФ. Одновременно обязанность спланировать и провести капитальный ремонт в доме тоже закреплена за региональным оператором. По логике закона региональный оператор выполняет возложенные на него обязательства без участия УК, таким образом, ряд вопросов, «исторически» подведомственных управляющим, перераспределен на регионального оператора.

Фонд формируется на специальном счете

Относительно уплаты взносов собственниками, формирующими фонд капремонта на специальном счете, ст. 171 ЖК РФ не дает никаких особых указаний кроме того, что взносы должны поступать на специальный счет (ч. 2 названной статьи). Важно, что права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, принадлежат собственникам помещений в МКД, а не владельцу данного счета, будь то региональный оператор или УК (с 01.01.2015 возможно и такое – см. ч. 2 ст. 175 ЖК РФ

Фонд капремонта дома: что лучше спецсчет или региональный оператор?

Общий счет (счет регоператора), безусловно, удобен для собственников домов, которым уже вскоре может потребоваться капитальный ремонт. Региональная программа капитального ремонта устанавливает очередность проведения капремонта во всех многоквартирных домах того или иного региона.

Таким образом, дом может быть отремонтирован еще до того, как его жильцы соберут нужную сумму. Программа формируется на основании предложений местных администраций и, конечно, состояния домов. Каждый житель региона может ознакомиться с ней на официальном сайте регионального оператора.

 

Средства, которые уплачивают собственники регоператору, идут исключительно на проведение капремонтов. Даже содержание регоператора осуществляется за счет средств бюджетов субъектов — ни одна копейка из платежей граждан не будет потрачена ни на что, кроме ремонта.

Что касается спецсчета, его главное преимущество — это возможность самостоятельно управлять содержанием своего дома. Собственники сами решают, как копить и тратить деньги какие работы производить и в какие сроки.

На специальном счете собираются средства собственников одного конкретного дома. Собственники самостоятельно распоряжаются этими средствами — они вправе принять решение о проведении ремонта в более ранние сроки, конечно, при условии, что средств на специальном счете достаточно для финансирования работ или выбраны другие способы финансирования. 

При рациональном подходе и ответственном отношении всех жильцов формирование фонда на специальных счетах дает заметный результат даже в течение небольшого срока. Есть примеры, когда жильцы менее чем за год собирают нужную сумму и проводят капремонт в своем доме. 

Например, собственники многоквартирного дома (79 квартир) в Чите капитальный ремонт в 2015 году проводили самостоятельно, открыв годом ранее спецсчет. «Как только вышел закон о капитальном ремонте, мы обратились к жильцам с предложением открыть спецсчет и копить на ремонт самостоятельно.

Поначалу люди платили мало. Обзванивала все квартиры, развешивала объявления в подъездах, проводила собрания. Накопили определенную сумму и решили закрыть самый проблемный вопрос — заменить гнилые трубы горячего водоснабжения в подвале.

Нашли компанию, которая все быстро сделала», — рассказала жительница дома.

«Теперь, — добавила она, — планируем заменить теплоузел, проект уже есть. Еще нам необходимо отремонтировать лифты — через два года они встанут. И в этой части нужна поддержка государства, ведь даже при стопроцентной собираемости копить на них придется десять лет». 

Даже если граждане занимаются формированием фонда самостоятельно, они всегда могут обратиться консультационной поддержкой к регоператору.

Так, в Астраханской области люди активно проводят капитальный ремонт за счет взносов собственников, аккумулирующихся на специальных счетах.

Граждане спрашивают у регоператора, как оформить документы, какие требования предъявлять подрядчикам, как правильно составить и оформить договоры с подрядными организациями.

Чаще всего на собранные деньги собственники меняют оконные блоки в подъездах, ремонтируют сами подъезды. 

Но есть случаи, когда собственники желают провести более масштабные работы — отремонтировать систему водоснабжения, электроснабжения, кровли, отмостки здания. При недостаточном объеме средств на специальных счетах, собственники принимают решение об утверждении иных источников финансирования: взносы в ТСЖ, в УК, собственные средства. 

Размер взноса на капремонт в Астраханской области составляет 4 рубля с 1 квадратного метра площади помещения.

Так, например, в многоквартирном доме из 99 квартир общей площадью 5345,7 квадратных метров был провел капитальный ремонт кровли, стоимость 450 тысяч рублей.

Собственники помещений этого дома накапливали денежные средства на своем специальном счете на ремонт кровли в течение года, с ноября 2014 года. 

Разъяснения по порядку изменения способа формирования фонда капитального ремонта

Собственники, в обязанности которых входит управление домом, коллективно определяются со способом размещения временно свободных средств, необходимых для финансирования ремонтных работ здания или его конструктивных элементов. Выбрать нужно один из двух способов:

  • формирование фонда капитального ремонта на специальном счете;
  • поступление средств на счет регионального оператора.

Если по прошествии 6-месячного срока способ формирования фонда капитального ремонта не был определен, госорганы власти имеют право реализовать второй способ. Другими словами, владельцем счета для хранения временно свободных средств избирается региональный оператор.

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов пополняется за счет следующих средств:

  • оплата, прямо предназначенная для осуществления капремонтов (взносы);
  • пеня за неисполнение вышеуказанных обязательств по перечислению взносов;
  • оплата процентов за использование временно свободных средств, расположенных на спецсчете.

Размеры фонда определяются следующим образом: сумма поступивших средств в качестве взносов за вычетом денежных средств, перечисленных как оплата за услуги и ремонтные работы, куда включается также платежные документы по их авансированию.

Что нужно знать о Фонде капитального ремонта и об оплатах в этот фонд

При обнаружении ошибок можно самостоятельно исправить неверные данные в платёжном документе, зачеркнув и вписав верные, а затем оплатить с учётом корректировки.

Затем обратиться в фонд с заявлением и приложить к нему копию свидетельства о праве собственности.

В настоящее время, как утверждают специалисты фонда, проводится работа по актуализации базы данных, в том числе с учётом поступающей от жителей информации.

Рекомендуем прочесть: Зара Официальный Сайт Возврат

Указанный в квитанциях телефон фонда является единым. Поступающий звонок автоматически распределяется свободным специалистам. Проблема, связанная с долгим ожиданием ответа, возникает в связи с поступлением большого количества звонков от жителей, объясняют в Ффонде.

Владелец счета

Если средства будут поступать на банковский спецсчет, решением собрания устанавливаются его владельцы, которым могут выступать:

  • региональные операторы. Этот вариант используется в домах, где контроль и управление осуществляется непосредственно собственниками или управляющими организациям (к примеру, в ТСЖ или в ЖСК).
  • Товарищества владельцев жилья, которые обязаны осуществлять контроль и управление домом. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете эффективно реализуется при условии, когда в составе ТСЖ находится, к примеру, два жилых дома с малым количеством жилплощади (меньше 40 квартир).
  • Жилищный кооператив (ЖСК или ЖК). Вариант реализуется, когда собственниками создан жилищный или иной кооператив и вынесено решение о создании фонда капитального ремонта общего имущества жилого здания на спецсчете, который открывается на имя кооператива.

Ссылки на полные тексты законов

  • Скачать ФЗ № 399 жилищный кодекс о капитальном ремонте многоквартирных домов с изменениями можно здесь.
  • федеральный закон № 271 о капитальном ремонте с изменениями.
  • Скачать ФЗ № 185 о фонде содействия реформированию ЖКХ с изменениям по ссылке.
  • Чтобы скачать Постановление Правительства № 690 с изменениями, кликните сюда.

Таким образом, собственники МКД обязаны платить за капремонт в соответствие с указами президента, приказами органов ИВ, с последними текущими и полными поправками.

За неуплату взноса может быть предусмотрена ответственность в виде начисления пени.

Выбор способа создания фонда капремонта

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*