Жилье для граждан, которых переселяют из аварийного жилья будет проходит контроль качества

Кто и как должен контролировать ремонт в жилых домах? Что делать, если люди понимают, что проживание в доме опасно для жизни? На эти и другие вопросы наших собкоров и журналистов региональных газет — партнеров «РГ» — ответил глава наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин. И рассказал, почему не надо больше делить жилье на аварийное и ветхое.

Сергей Вадимович, чаще всего из регионов к нам приходят жалобы на качество новых домов, в которые переселяют из аварийного жилья. Сообщают об этом и в Фонд ЖКХ. Как реагируете? И много ли у вас таких жалоб?

Сергей Степашин: У нас есть специальный реестр, куда заносят все обращения граждан, связанные с качеством жилья для переселения из аварийных домов. Сейчас там находится информация на 244 дома из 59 регионов. И они будут стоять на контроле до полного устранения нарушений. Кстати, четыре года назад в реестре было 1130 многоквартирных домов, а в прошлом году — 381 дом.

Откуда больше приходит жалоб и на что?

Автоплатеж за услуги ЖКХ ввели на портале столичных госусгуг

Сергей Степашин: Сегодня максимальное количество многоквартирных домов на контроле фонда находится в Амурской области — 22 дома. В Кемеровской области их 12, в Пензенской — 11, в Якутии — 10, а в Московской и Курганской областях — по 9 домов.

Чаще всего жалуются на дефекты кровли, отслоение штукатурки на стенах, нарушения в работе системы водоотведения, появление воды в подвалах.

Как наказываете за брак и срыв сроков?

Сергей Степашин: Штрафуем. По 100 тысяч рублей за каждый многоквартирный дом. За последние четыре года штрафы выписаны 28 регионам по 122 многоквартирным домам.

Не такие уж и большие штрафы. Помогают?

Сергей Степашин: Раз жалоб на качество становится меньше — значит помогают. А для тех, на кого они не действуют, у нас есть другие варианты. Например, фонд может принять решение о возврате части финансовой поддержки на переселение. Карелии пришлось вернуть 500 тысяч рублей за то, что в проблемном доме уже после штрафа не были устранены строительные дефекты.

Эти наказания не касаются кого-то лично. Штраф из бюджета свой кошелек не тянет.

Сергей Степашин: Здесь вы не совсем правы. Главы регионов, муниципалитетов отвечают за бюджет. И весьма серьезно. Как и за выполнение программы переселения из аварийного жилья. Напомню, что в 2016 году главе Карелии Александру Худилайнену президент страны объявил выговор «в связи с нарушением обязательств по организации переселения граждан из аварийного жилья».

Только ему одному?

Жилье для граждан, которых переселяют из аварийного жилья будет проходит контроль качества

Какие льготы в сфере ЖКХ введены для поддержки населения

Сергей Степашин: После этого случая, похоже, желающих попасть под выговор президента больше не нашлось. А мы со своей стороны держим руку на пульсе. Работаем вместе с надзорными и правоохранительными органами.

В прошлом году в 45 регионах прокуроры внесли 273 представления об устранении нарушений, а в 15 — расследовали 18 уголовных дел. В первом полугодии 2020-го в 27 регионах внесены 143 представления, а в шести открыты 15 уголовных дел.

Жилье для граждан, которых переселяют из аварийного жилья будет проходит контроль качества

В этом году в шести регионах открыли 15 уголовных дел из-за плохого качества домов. Валерий Шахов/ Комсомольская правда

70% инфраструктуры ЖКХ нам досталось еще от Советского Союза

Газета «Коммуна», Воронеж: Новые дома — это хорошо. Но мы знаем, как сильно изношена инфраструктура ЖКХ, что чревато авариями и экономическими потерями. Что делается для решения этой проблемы?

Сергей Степашин: Это вопрос модернизации ЖКХ. Нам 70 процентов коммунальной инфраструктуры — канализация, тепло, котельные — еще от Советского Союза досталось. Нашему фонду поручено подготовить предложения, как навести здесь порядок. Будем работать по этой теме вместе с Минстроем.

И у нас появится программа модернизации ЖКХ, как по аварийному жилью?

Сергей Степашин: Она была и уже реализована в 25 регионах. Недавно я ездил в Псковскую область в город Остров. Там ведется масштабная модернизация двух котельных для увеличения их мощности. Теперь жители Острова гарантированно будут с теплом.

Всем этим, конечно, надо заниматься. У нас есть хорошие технологии, предприятия, специалисты. Все можем изменить.

Ну, хоть в тех 25 регионах, где программа работала, уже все нормально?

Сергей Степашин: Что вы! Еще работать и работать. Но около 10 миллионов человек смогли улучшить свои условия. Немного, конечно. Хотя, как считать.

Хорошо бы и остальным улучшить. Наверное, все-таки нужно принимать долгосрочную и масштабную программу?

Хуснуллин потребовал предоставить планы по переселению из ветхого жилья

Сергей Степашин: Безусловно. Сейчас готовится серьезное совещание по ЖКХ под эгидой президента страны. Оно будет касаться работы муниципалитетов и проблем с коммунальной инфраструктурой. Это на перспективу.

Но есть проблемы, которые надо решать оперативно. Они связаны с коронавирусом. Три месяца люди могли задерживать оплату коммунальных услуг, не боясь пени. На капремонт вообще платить не надо было.

Общественный совет Минстроя, который я возглавляю, написал письмо на имя премьер-министра, чтобы все-таки продумать варианты компенсации компаниям, которые работают в ЖКХ.

Газета «Южноуральская панорама», Челябинск: Сергей Вадимович, какие меры необходимы, чтобы не допускать поспешного перевода запущенного жилфонда, требующего ремонта, в аварийную категорию?

Сергей Степашин: Делать вовремя капитальный ремонт. Однако бывает и так: дом в принципе-то неплохой, его можно капитально отремонтировать. Но он находится в очень хорошем месте — в центре города. И на него положили глаз бизнесмены.

Они с удовольствием снесут дом, а на его месте сделают торговый центр или еще что-либо. С такими историями мы столкнулись в Махачкале, были эпизоды в Зеленодольске, это Татарстан. В таких случаях фонд занимает принципиальную позицию. По Татарстану дело дошло до Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Жилье для граждан, которых переселяют из аварийного жилья будет проходит контроль качества

Регионам выделят более 6 миллиардов рублей на строительство жилья

Кстати, о правах. Не все жильцы хотят переселяться.

Сергей Степашин:

О правоприменительной практике регулирования вопросов переселения граждан из аварийного жилья, или как в 2016 году мы нашли выход из замкнутого круга

Относительно недавно в 2012 году на территории Российской Федерации всерьез озадачились вопросом аварийного жилья. Благое дело, учитывая общее состояние и амортизацию жилищного фонда, как по отдельным регионам, так и вцелом по стране. Но, как всегда, что-то пошло не так…

  • Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» поставлена задача ликвидации до 01 сентября 2017 года жилого фонда, признанного аварийным до 01 января 2012 года.
  • Переселение из аварийного жилищного фонда осуществлялось в рамках реализации государственной программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которые утверждались отдельно на территории каждого субъекта Российской Федерации (например, постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2013 года № 295-П) на условиях софинансирования Государственной корпорацией – «Фонд содействия реформированию ЖКХ».
  • Объем аварийного жилищного фонда, который подлежал ликвидации на территории муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов и сельских поселений) был колоссальным и исчислялся миллионами квадратных метров.
  • Реализаций утвержденных программ происходила путем приобретения в муниципальную собственность жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также путем предоставления возмещения за изымаемое жилое помещение собственникам, проживающим в аварийном жилищном фонде.
  • В ходе реализации данных программ было установлено, что действующее законодательство Российской Федерации содержит ряд неурегулированных вопросов, которые не позволяют обеспечить реализацию Программ в части, касающейся ее исполнения органами местного самоуправления муниципальных районов.
  • Проблемы, возникающие в правоприменительной практике жилищного законодательства в связи с реализацией Программ, сводятся к тому, что при переселении граждан в приобретаемые жилые помещения для переселения из аварийного жилья, проживающим в жилых помещениях на основании договоров социального найма, органы местного самоуправления сталкиваются с отсутствием полномочий по исполнению возложенных на них Программой задач.
  • В частности, к таким проблемам относятся следующие:

1. Приобретаемые муниципальными районами жилые помещения для переселения граждан из аварийного жилья не могут быть предоставлены гражданам, проживающим в помещениях на основании договоров социального найма, поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов не наделены федеральным законодательством полномочиями по заключению с гражданами договоров социального найма.

Данная проблема возникла исходя из содержания статей 57, 86 Жилищного кодекса РФ и статей 14 – 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статьей 86 Жилищного кодекса РФ установлено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Однако решения о сносе аварийных домов принимаются органами местного самоуправления сельских поселений в составе муниципального района, а не органами местного самоуправления муниципального района.

Кроме того, заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования входит в компетенцию органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов и не относится к вопросам местного значения муниципальных районов (пункт 13 части 1 статьи 14.1 и пункт 14 части 1 статьи 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

В связи с этим возникла ситуация, при которой органы местного самоуправления муниципальных районов в рамках реализации Программы имеют право только на приобретение жилых помещений, предназначенных для переселения граждан, но не более того.

Читайте также:  Парящий натяжной потолок – идеи удачного и современного дизайна

Необходимые для исполнения задач Программ действия, связанные с предоставлением жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из аварийного жилья по договорам социального найма, муниципальные районы осуществлять не вправе исходя из положений действующего жилищного законодательства.

Такая проблема не возникает у органов местного самоуправления городских округов, поскольку вопрос о сносе аварийных домов, как и вопрос о предоставлении жилых помещений гражданам по договорам социального найма, решается в рамках закрепленной за такими публично-правовыми образованиями компетенцией.

2. Муниципальные образования сельских поселений, входящие в состав соответствующего муниципального района, не могут предоставить помещения гражданам, подлежащим переселению из аварийного жилья, проживавшим на основании договоров социального найма, поскольку поселения не вправе заключать договоры социального найма в отношении имущества, принадлежащего муниципальным районам.

Такая проблема возникла в связи с тем, что сельские поселения не фигурируют в качестве участников реализации Программы и соответствующие объемы бюджетных ассигнований до них не доводятся. Как следствие, приобретение необходимого количества жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

Для решения этой проблемы прорабатывался вопрос о передаче приобретаемых жилых помещений в сельские поселения из муниципального района, однако их передача в собственность сельских поселений занимает очень большое количество времени (более полугода, а иногда и несколько лет) в рамках процедуры о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальными образованиями. Как мы знаем, подобная передача имущества осуществляется только через органы государственной власти субъекта, что не позволяет обеспечить исполнение сроков и планируемых показателей Программ.

Рассматривался вопрос и о возможности передачи сельскими поселениями полномочий муниципальному району по заключению договоров социального найма с переселяемыми из аварийного жилищного фонда гражданами. Однако при детальном изучении вопроса было установлено, что такая передача полномочий будет являться незаконной.

Это связано с тем, что, во-первых, заключение договоров социального найма не относится к вопросам местного значения, а является правом органов местного самоуправления сельских поселений на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, и передача такого права будет противоречить части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ.

Во-вторых, договор социального найма заключается только между собственником жилого помещения муниципального жилищного фонда и гражданином (нанимателем) жилого помещения (статья 60 Жилищного кодекса РФ), а поскольку предназначенные для переселения помещения приобретаются в собственность муниципального района, сельские поселения не вправе выступать в качестве наймодателя по таким договорам социального найма.

Сложившаяся ситуация вызывала в своё время серьезную озабоченность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, поскольку без оперативного решения обозначенных проблем возникли риски срыва не только сроков реализации Программы по переселению, но и исполнения субъектом Указа Президента Российской Федерации в целом.

Обозначенные проблемы имели стихийный характер на территории всего автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных районов на тот момент не имели единого подхода и инструментов для разрешения подобных вопросов.

Содержание показателей Программ и ее положения четко определяют цели и задачи по достижению этих целей, однако сам механизм реализации Программы фактически отсутствует. Законодатель, принимая подобную программу, не предоставил для ее реализации абсолютно никаких юридических инструментов.

  1. Какое же решение было найдено в итоге?
  2. В итоге с одобрения органов власти субъекта, муниципалитетам было разрешено для целей реализации Программы, осуществлять передачу жилищного фонда, приобретенного по Программе переселения, в рамках заключенных соглашений между муниципальным районом и муниципальным поселением.
  3. В связи с этим в региональное соглашение о предоставлении субсидий из бюджета субъекта на реализацию Программы, были внесены изменения, которые предусматривали возможность муниципальных районов осуществлять расходование субсидий  при наличии соглашений, заключенных между органами местного самоуправления сельских поселений и муниципального района о передаче части своих полномочий, а также об осуществлении передачи приобретенных в рамках соглашения жилых помещений в собственность сельских поселений.

Вопрос был закрыт только в 2016 году. До этого, в течение чуть менее 4 лет, муниципальные районы по всей стране были вынуждены идти на откровенные нарушения законодательства в целях исполнения указов.

Яркий пример несогласованности действий разных ветвей власти, не проработанность вопроса, которая в целом чуть не повлекла к срыву программы. Отрадно, что мне довелось лично поучаствовать в разрешении данной ситуации.

Очень жаль, что об этом никто и нигде ни разу не написал.

Подобная практика наглядно демонстрирует все недоработки системы управления и механизма правового регулирования как на уровне межведомственного взаимодействия, так и в целом по вопросам реализации государственной политики на местах.

Вс запретил брать доплату с переселенцев аварийного жилья

Верховный суд РФ запретил брать доплату с переселенцев из аварийных домов: возмещение гражданами разницы между стоимостью изымаемого и предоставляемого жилья не предусмотрено ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой.

Суть дела 

До высшей инстанции дошёл спор жителей Архангельской области с местными властями. Заявителей обязали внести доплату за квартиру, в которую истцы должны были переехать из аварийного жилья. Своё требование чиновники объяснили разницей рыночной стоимости между новой и ветхой недвижимостью.

Согласно материалам дела, администрация сочла, что многоквартирный дом, в котором проживали заявители, необходимо снести, поскольку он признан аварийным.

В связи с чем стороны заключили договор об изъятии старой квартиры и предоставлении нового жилья.

В этом же документе администрация прописала обязанность переселенцев доплатить примерно два миллиона рублей — разницу между рыночной стоимостью предоставляемого и изымаемого жилого помещения. 

Собственники выразили несогласие с доплатой и оспорили данное требование договора в суде и даже получили поддержку при разбирательстве в первой инстанции.

Суд указал, что, поскольку дом признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу, а истцами избран способ обеспечения своих прав путем предоставления нового жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, требования администрации о выплате разницы в цене являются незаконными. В связи с чем районный суд обязал власти предоставить истцам жилые помещения. 

Однако апелляционная инстанция отменила это решение, сославшись на нормы жилищного законодательства об обязанности оплатить разницу в цене: при отсутствии соглашения сторон и в случае предоставления жилого помещения стоимостью выше выкупной цены. Областной суд счёл, что раз заявители не согласились с формулировками договора, значит стороны не достигли согласия об условиях изъятия у них недвижимости и предоставления новой квартиры. 

  • Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда с такой трактовкой законов не согласилась.
  • Позиция ВС 
  • ВС напоминает, что в соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен.
  • В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, а также повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства законодательство устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, указывает ВС.
  • Он напоминает свою правовую позицию, изложенную в обзоре судебной практики по делам о жилищных правах граждан от 29 апреля 2014 года: в случае если жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, то собственник помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилья в собственность либо его выкуп.
  • «При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав», — отмечает ВС.
  • Региональная же программа переселения регламентирует, что после 1 августа 2013 года оплата разницы по площади между расселяемым и получаемым жильем осуществляется за счет средств фонда и областного бюджета. 
  • В случае если стоимость приобретаемого или строящегося жилого помещения превышает стоимость переселения, то оно оплачивается за счет средств местного бюджета муниципального образования, на территории которого находится расселяемый многоквартирный дом, говорится в положениях программы.
  • Права переселенцев из аварийного жилья закреплены и в соответствующем кодексе, нормы которого также определяют, что собственники получают либо новое жилье, либо выкуп за старую непригодную к жительству недвижимость.
  • «Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
  • Таким образом, ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого», — подчёркивает ВС.
  • В связи с чем судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отменила апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (определение №1-КГ19-9).
  • Алиса Фокс 

Вопросы переселения из ветхого и аварийного жилья

Что такое аварийное жилье?

К данной категории можно отнести здание либо жилую площадь, больше половины помещений и несущих конструкций которых являют собой реальную угрозу состоянию здоровья или жизни проживающих на территории.

Важнейшим отличием данных категорий (аварийного от ветхого) является такая степень изношенности в аварийном помещении, которая способна привести к обвалу конструкции или ее частей. Степень негодности в данном случае также определяется теми же органами, и переселение происходит по одной схеме.

Каким документом определяется порядок признания домов аварийными?

Порядок признания дома аварийным, помещения непригодным для проживания установлен ч. 4 ст. 15 Жилищного Кодекса Российский Федерации, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российский Федерации от 28.01.2006 № 47 

Читайте также:  Четырёхскатная крыша своими руками: чертежи, фото

К чьей компетенции относится признание дома аварийным?

Признание дома аварийным относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Данная комиссия создается Федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, то есть в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду.

Какой порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции?

Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2019 № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения (п.42 постановления Правительства Российской Федерации № 47).

Каким органом принимается решение о признании дома аварийным?

Решение о признании дома аварийным принимается органом местного самоуправления на основании заключения соответствующей межведомственной комиссии. При принятии решения о признании дома аварийным (в срок 30 дней с момента подачи заявления о признания его таковым), также должны быть определены сроки отселения жильцов и дальнейший порядок использования дома.

  • Кем и как может быть обжаловано решение о признании дома аварийным?
  • Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
  • Кем производится оценка и обследование помещения в целях признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции?

Оценка и обследование осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее — комиссия).

Комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда создает орган местного самоуправления                          в установленном им порядке.

В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

  1. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, а также в случае необходимости — представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
  2. Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии.
  3. В состав комиссии в обязательном порядке включаются эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
  4. Какие документы необходимо предоставить в комиссию для признания дома аварийным?
  5. а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  6. б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  7. в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения;
  8. г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, — в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  9. д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.
  10. е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.
  11. Каким образом собственники должны быть уведомлены о начале работы комиссии?
  12. В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда или многоквартирного дома, орган местного самоуправления не позднее чем за 20 дней до дня начала работы комиссии обязан в письменной форме посредством почтового отправления с уведомлением о вручении, а также в форме электронного документа с использованием единого портала направить собственнику оцениваемого имущества, и правообладателю такого имущества уведомление о дате начале работы комиссии, а также разместить такое уведомление на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  13. Каким образом происходит переселение собственников жилых помещений из аварийного жилого фонда?

В соответствии со ст.

32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Каким образом происходит переселение нанимателей жилых помещений из аварийного жилого фонда?

В соответствии со ст.

89, 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

  • Возможно ли улучшить условия проживания при расселении из аварийного жилья?
  • Мероприятия по расселению жителей из аварийного жилищного фонда носят компенсационный характер, направлены на ликвидацию аварийного жилищного фонда и не являются улучшением жилищных условий.
  • При этом, для собственников жилых помещений допустимо улучшение жилищных условий при условии доплаты соответствующей разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и выкупной ценой изымаемого жилого помещения.
  • В чьем ведении находится решение вопросов по расселению аварийного жилья?

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» практическое решение организационных вопросов по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, находится в ведении органов местного самоуправления.

  1. Каким органом может быть обжаловано решение по расселению аварийного жилья?
  2. Решение по расселению аварийного и подлежащего сносу дома может быть обжаловано в суде общей юрисдикции в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
  3. Заявитель занимает жилое помещение по договору соцнайма. Направляются разъяснения порядка переселения жителей в рамках реализации ДРЗТ
  4. При переселении граждан, занимающих жилые помещения на основании договоров социального найма в домах, подлежащих сносу, применяются нормы статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), в соответствии с которыми предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
  5. В случае, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты в коммунальной квартире, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.

2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.

86-89 ЖК РФ, благоустроенное жилое помещение предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Читайте также:  Список категорий граждан, имеющих льготы на оплату капремонта, будет расширен

Заявитель (собственник жилого помещения) проживает в аварийном доме. Направляются разъяснения порядка переселения жителей в рамках реализации ДРЗТ

Переселение граждан, являющихся собственниками жилых помещений, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Кроме того, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.

2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

В случае если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Заявитель (собственник жилого помещения) проживает в  доме, не признанном аварийном. Направляются разъяснения порядка переселения жителей в рамках реализации ДРЗТ

Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений в домах, не признанных в установленном порядке аварийными, с учетом норм ч. 6 ст. 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется застройщиком на основании общих договорных норм гражданского законодательства Российской Федерации.

По согласованию с собственником жилого помещения ему может быть выплачено возмещение за принадлежащее ему жилое помещение либо взамен принадлежащего ему жилого помещения предоставлено по договору мены другое жилое помещение.

При этом с учетом норм ст. 421, 434.1 Гражданского кодекса Российской Федерации условия соответствующего договора определяются по усмотрению сторон, в том числе путем проведения переговоров о заключении договора.

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов

27 декабря 2019 года Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года, и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу.

Данным федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, уточняющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Поправки, внесенные в Жилищный Кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в совокупности направлены на совершенствование правовых механизмов обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, и на достижение целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда. Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр».

  • Что касается собственников аварийного жилья, то закон теперь уточняет, что в размер возмещения за изымаемое у них жилое помещение должна включаться рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
  • Кроме того, принятые поправки в закон дают региональным органам власти право выбрать дополнительные меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.
  • Так, средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ, теперь могут быть использованы для возмещения собственникам аварийного жилья части расходов на уплату процентов по ипотеке в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение о предоставлении собственникам аварийного жилья субсидии на возмещение им части затрат на приобретение другого жилого помещения.

При этом субсидии на их приобретение (строительство) могут предоставляться в размере, не превышающем разницу между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением.

Еще одной мерой поддержки может быть предоставление жилья в наемных домах.

Однако воспользоваться такими мерами социальной поддержки смогут лишь граждане, у которых квартира в аварийном доме является единственным зарегистрированным жильем.

Граждане, у которых в собственности есть иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, либо занимаемые ими на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в процессе расселения аварийных домов смогут получить лишь выкупную стоимость за помещение, находящееся в их собственности.

Кроме того, в целях исключения злоупотреблений и необоснованного получения государственной поддержки, закон предусматривает, что другое жилье, взамен непригодного для проживания, не предоставляется гражданам, приобретшим право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (кроме граждан, приобретших такое право в результате наследования). Таким гражданам выплачивается лишь возмещение за аварийное жилье, причем в размере, не превышающем стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

Законом расширен перечень возможных направлений использования средств финансовой поддержки, предоставляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектам Российской Федерации на реализацию программ переселения.

Средства Фонда ЖКХ могут быть направлены субъектом РФ на создание маневренного жилого фонда.

При этом жильцам аварийных домов, проживание в которых создает угрозу жизни людей, региональные или муниципальные власти, согласно поправкам, теперь обязаны предоставить временное жилье из маневренного фонда на срок до двух лет.

До окончания этого срока власти должны обеспечить граждан новым жильем, выплатить им денежное возмещение за изымаемое жилое помещение в аварийном доме.

Средства Фонда могут расходоваться на приобретение для переселяемых граждан жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в тех, строительство которых не завершено, а также в домах блокированной застройки.

Данная норма действовала и раньше, однако, законом уточнено, что данные помещения могут предоставляться гражданам в собственность (по договору мены), по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма жилого помещения маневренного фонда.

Таким образом, новые нормы расселения аварийного жилого фонда позволяют предложить людям максимально гибкий набор мер государственной поддержки.

Законом предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий.

Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые заключат с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий, или договоры о комплексном развитии территорий, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по приобретению для переселяемых граждан жилых помещений или выплату им возмещения.

Эта субсидия будет предоставляться по мере исполнения застройщиками своих обязательств, и не может превышать 25% нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

Закон теперь также защищает инвестиционно-привлекательные земельные участки от коммерческого использования. Поправками закрепляется принцип целевого использования территорий из-под расселяемых аварийных домов.

На освободившихся земельных участках допускается размещение исключительно объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управлении, обустройство мест для занятий спортом, физкультурой, пешими прогулками, парков, садов, скверов, размещение жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств. Данное условие не распространяется на те участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.

В случае нарушения этого условия, предоставленная финансовая поддержка Фонда ЖКХ подлежит возврату в размере средств, полученных субъектом Российской Федерации, и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение данного условия.

Помимо этого, уточняются порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на проведение капитального ремонта и на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, порядок возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств госкорпорации, устанавливаются особенности предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года.

Напомним, к разработке законопроекта Минстрой России и Фонд ЖКХ приступили летом 2018 года. За прошедшее время была проведена работа по анализу программ расселения аварийного жилья, осуществлявшихся в последние 10 лет. Он показал, что в этой области регионами и Фондом ЖКХ был накоплен большой практический опыт, который и был использован при разработке положений закона.

— За субъектами РФ остается право самостоятельно выбрать меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Средства федерального бюджета могут быть использованы для субсидирования льготной ипотеки, создания маневренного жилого фонда.

Кроме того, поправки позволят нам активнее привлекать бизнес для решения задач по расселению аварийных домов, формируя в наших городах комфортные условия для жизни, — подчеркнул глава Минстроя России Владимир Якушев.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*